Что мы должны были делать без Агаджанова?

16/08/2006 Бабкен ТУНЯН

Г-н Агаджанов еще раз подтвердил высказанную ранее точку зрения, это – укрепление драма искусственно и не подчиняется никaкому экономическому обоснованию. Инфляция доллара продолжается, и вчера обменные пункты валюты покупали его уже за 405 драмов. В то же время, наблюдается упадок промышленности, спад импорта и сокращение экспорта. В результате этого несоответствия импорта и экспорта в первом полугодии 2006 года Армения имела около пол миллиарда долларов чистой утечки. “Дефицит внешней торговли составляет 30 процентов ВВП. Это нонсенс. Другой такой страны в мире нет”, – сказал экономист. По мнению последнего, в условиях кризиса производства спрос рынка восполняется за счет экспорта, и местный производитель постепенно оказывается вне рынка. Г-н Агаджанова особенно раздражает тот факт, что наши власти и особенно Центральный банк не понимают, или не хотят понимать одной простой истины – укрепление драма бьет по отечественному производителю. С доброй завистью говорил экономист о президенте России Владимире Путине, кoторый инструктировал власти своей страны предпринять шаги для защиты интересов местного производителя, который страдает от укрепления рубля. И это в том случае, когда Россия имеет положительный баланс внешней торговли , – больше экспортирует, чем импортирует.

А у нас, по Э. Агаджанову, ЦБ любит играть на поле импортирующего, такое положение на руку только импортирующим, которые получают сверхприбыли и накапливают деньги для грядущих выборов. Г-н Агаджанов повторил озвученное ранее и уже ставшее почти крылатым, выражение – парням нужны деньги. А на сколько упадет курс доллара, экономист ответил – зависит от аппетита парней, поскольку “идет элементарный грабеж”. Исходя из этого, Эдуард Агаджанов призывает, – “ не верьте ни одному заявлению ЦБ”. Однако вторая часть этого призыва намного интереснее, – “верьте официальной статистике”.

Не знаем, насколько повлияло на подобное заявление то обстоятельство, что в прошлом Э. Агаджанов был руководителем Статистического управления. Однако, призыв – доверять статистике, больше всего удивителен потому, что г-н Агаджанов сам не верит ему, особенно, когда речь касается показателей повышения цен, нищенства и безработицы.

С другими высказываниями г-н Агаджанова трудно не согласиться, однако задача в том, что обо всем этом все уже знают, слышали. Причем, именно с уст Агаджанова.

Вообще, в области экономических новостей прессы, когда журналисты пишут на экономические темы, некоторые их обвиняют в непрофессионализме. Да, журналист не может делать серьезных профессиональных анализов, поскольку в наличии и проблема со временем, и не позволяют обьемы газет, и наконец, он – не экономист, а журналист. Решение этого вопроса найдено еще с давних времен. Есть независимые эксперты, аналитические центры, которые проводят исследования на самые различные темы и посредством прессы представляют свои заключения общественности. Журналист же сопоставляет мнения за и против и представляет их, а не подает читателю свое собственное , непрофессиональное мнение о вопросе, котором не имеет представления.

А у нас совершенно иная картина. Задумаемся, если вы не экономист, но с помощью логики или “внутреннего голоса” чувствуете, что на экономическом поле тот или иной закон, инициатива, заявление или политика не правильны, у кого можно спросить мнение? Мнение, которое отличается от официальной точки зрения, будет профессиональным, обьективным и, в какой-то мере, оппозиционным. Уверяю, что большая часть журналистов ответит – Эдуарду Агаджанову. А потом? Чье еще мнение может интересовать общественность? Могут назвать и Татула Санасеряна, однако он теперь больше предстает как политический деятель. Трудно вспомнить другие имена.

 Есть очень хорошие специалисты, просто их мнения никто не спрашивает, или они же и избегают оказаться на страницах прессы, наверное, чтобы не иметь проблем с властями, или же просто лень. Это положение привело к тому, что единственной надеждой журналистов остался Агаджанов. Питая к г-н Агаджанову огромное уважение, не только за профессиональное качество, но и за его активность, тем не менее, отметим следующее.

Если г-н Агаджанов еще пару раз даст подобную пресс-конференцию, как вчера, интерес к нему тоже пропадет, чего мы вовсе не желаем. Вообще, люди устают слушать одного и того же человека, даже если он говорит очень умные вещи.

У г-н Агаджанова в этом смысле почти монопольная позиция: роль имеющего оппозиционные манеры независимого эксперта-экономиста, можно сказать, полностью оставлена ему. Г-н Агаджанов сам понимает, что , хочет не хочет, оказался в центре внимания, стал самым востребованным экономистом и не желает терять известность. По этой же причине нужно время от времени освежать память людей, выступать перед журналистами, даже если в сказаном нет ничего нового. А вчера журналисты собрались в клубе “Аргумент” с ожиданиями услышать от Агаджанова что-нибудь новое.

 Однако, было такое впечатление, как будто время повернуло вспять. Экономист говорил о том же, о чем 2-3 месяца назад в том же клубе. Только числа поменялись, ни одного нового обоснования, ни одного нового мнения, не говоря уже о выявлениях.

Все, о чем говорил экономист, не было новостью ни для кого из собравшихся: и инфляция доллара, и непонятный характер этого, и кризис производства, и дефицит внешней торговли, и “имущие потребность в деньгах парни” и пособляющий им Центральный банк.

После пресс-конференции я долго думал, что нового узнал из сказанного, пожалуй, самого известного экономиста республики? И вообще, какая была цель у этой пресс-конференции? Ведь и без того СМИ каждый день обращаются к теме о курсе доллара, его последствиям? И хотя анализы не профессиональны, тем не менее, почти ничем не уступают вчерашним анализам г-н Агаджанова. У многих было такое впечатление, как будто пришли послушать краткое обобщение написанных ими статей.

Может, по мнению г-н Агаджанова, если повторять об одном и том же без устали, Центральный банк пересмотрит свою политику. Вряд ли. Наоборот, получается совершенно иной результат: без новых аргументов, новых анализов, из-за повторения одного и того же люди устают и теряют интерес к этим главным проблемам. ЦБ на руку, что критикующий его единственный экономист – Эдуард Агаджанов, который говорит всегда об одном и том же. Люди устают, а ЦБ спокойно занимается своими делами.

Отнюдь не желаем обвинять г-н Агаджанова. Наоборот, нужно выразить благодарность за то, что, так или иначе, только он проявляет инициативу и на профессиональном уровне критикует деятельность правительства. Однако, как говорят, одна голова хорошо, две лучше. Если бы в поле зрения было несколько серьезных экономистов, то от этого выиграли бы все. Каждый год государственные и частные вузы Еревана кончают сотни экономистов. Где они, предпочитают заниматься другими делами, или все одобряют деятельность правительства? Здесь нужны новые подходы, иначе получается, что из экономистов только г-н Агаджанова беспокоит будущее нашей экономики, а молодежь интересует только собственная карьера.

А пока что, имеем то, что имеем, и журналисты, наверное, должны обвинять сами себя в том, что в поле зрения – только г-н Агаджанов.