Г-н Гэовчиян большой патриот и все свои силы и энергию направляет на укрепление связей Родина-Диаспора. Он является секретарем координационного совета армянских организаций Франции. В настоящее время во Франции действуют около 200 армянских ассоциаций, ставящих перед собой самые разные задачи – экономические, социальные, политические, культурные, молодежные. Алекси Гэовичян отмечает, что их совет сотрудничает с 35-ю самыми крупными и влиятельными армянскими организациями Франции и пытается централизовать и объединить работу зачастую самостоятельно действующих союзов.
Самым важным мероприятием для координационного совета является проводимый во Франции Год Армении. Весь год будут проводиться самые разные мероприятия. Второй нашей важной задачей является ратификация закона, предусматривающего наказание за отрицание геноцида армян. Мы надеемся, что в этом году закон будет включен в повестку дня национального Собрания Франции и принят. После этого его должен будет утвердить Сенат. Закон, устанавливающий наказание за отрицание геноцида армян будет вообще первым законом такого рода во всем мире. .
– Каким же будет максимальное наказание?
– Если кто-нибудь во Франции заявит, что геноцида армян не было и что утверждения армян ложно, ему грозит шестимесячное тюремное заключение и штраф в размере 4,4 тысяч евро. Но срок наказания и сумма штрафа являются не самым главным – наказание должно иметь больше символическое значение. Важно то, что после принятия этого закона никто не может сказать, что геноцида армян не было.
– Такое же наказание применяется и за отрицание Холокоста.
– Да, этот закон принят в 1999 году, но в вопросе геноцида армян он не работает, поскольку охватывает период только деяния, совершенные в годы второй мировой войны, а геноцид армян был учинен во время первой мировой. Так что нам необходим свой закон. В 2001-м году Франция признала геноцид армян, и сейчас нужно внести в этот закон вторую статью и наказывать тех, кто не признает геноцид.
– Расскажите о начинающемся во Франции Годе Армении.
– Для проведения этого мероприятия создан совместный франко-армянский комитет. Задача нашего совета – помочь этому комитету. В 50 городах Франции состоится 350 мероприятий. Идея проведения Года Армении имеет очень серьезный политический оттенок, поскольку в мире очень мало стран, имеющих свой «год» во Франции. Последними странами были Китай и Бразилия. Теперь – Армения. Она будет последней страной, которая круглый год будет проводить мероприятия на всей территории страны. Франция решила больше не проводить таких масштабных мероприятий, и после Армении другие страны будут представлены во Франции более короткими сроками – на месяц или сезон. Год Армении во Франции будет называться «Армения, мой друг». Это название примечательно и с политической точки зрения, ибо получается, что Франция относится к Армении как к другу. Идея этого проекта в основном принадлежит, бесспорно, Шарлю Азнавуру. Некоторые политические силы, в частности Турция, попытались помешать проведению этого мероприятия, но это им не удалось.
– Франция стала словно бы полем, на котором столкнулись политики Турции и Армении. Обе эти страны стремятся доказать, что обладают более мощным лоббингом…
– Наша задача – проводить именно этот лоббинг. Во Франции проживает почти полмиллиона армян, и армянская колония играет во Франции важную роль. Мы стараемся лоббировать армянские интересы как по политическим, так и по экономическим, и в культурным вопросам.
– У французского правительства имеются серьезные проблемы с арабскими, негритянскими общинами. Их часто обвиняют в неподчинении законам, агрессивном поведении. На их фоне армянская община служит хорошим примером интеграции.
– У армян во Франции нет не только проблем – они все там живут хорошо и мирно. Я думаю, прежде всего осознается то, что мы христиане. Во Франции это имеет большое значение. А кроме того, армяне очень трудолюбивые и доброжелательные люди. Когда какому-нибудь французу говоришь, что ты армянин, он почти наверняка восклицает: «О, я осень люблю армян!»Того же самого не скажут об арабах, поскольку отношение к ним очень сложное.
– Когда во Франции говоришь, что ты армянин, они в первую очередь вспоминают геноцид и спрашивают: «Вы та самая нация, которую вырезали?» Может быть, культурные мероприятия, которые пройдут в этом году, изменят представления французов об Армении, и армяне приобретут имидж более жизнерадостной и умеющей веселиться нации?
– Имидж армян должен измениться. Но чтобы он изменился, мы должны делать политические шаги. Иным путем достичь нового уровня будет трудно. И в этом смысле Год Армении сыграет большую роль и откроет перед всеми французами новый облик Армении. Наша идея – представить богатую армянскую культуру и историю: все мероприятия нацелены на это. А вопрос геноцида должен словно бы отойти на второй план. Не потому, что он неважен – вопрос этот всегда в центре внимания Армении и Диаспоры, – и по той причине, что мы больше хотим представить сегодняшнюю Армению. Сегодня вырастают новые поколения, которые в будущем станут полноправными хозяевами Армении. В этом смысле, конечно, жизнь Армении не остановилась. Армения не только история – она еще реальная и живая страна.
– Какое мероприятие вам представляется наиболее важным?
– Самой важной станет выставка в Лувре, которая будет называться «Священная Армения» и представит сокровища, созданные в Армении за три тысячи лет. Французы должны понять, что армяне древний народ, а самое главное – христиане. Что после геноцида армянский народ не исчез, что он три тысячи лет назад обладал высокой культурой и богатой историей и сегодня продолжает жить и творить. Я думаю, эта выставка еще больше изменит к лучшему отношение французов к армянскому народу. Чтобы хорошо работать, мы должны работать все вместе и иметь одни и те же идеи. Я думаю, что идеи Армении и Диаспоры схожи – Армения, геноцид, Арцах. Но пути реализации идей различны. Если мы будем действовать сообща, то придет день, когда мы обретем очень великую мощь.