Попытка к бегству

03/08/2006 Лусине СТЕПАНЯН

В ночь с 23-го на 24-е июля в уголовно-исполнительном учреждении (УИУ) «Нубарашен» произошел чрезвычайный случай. Четверо пожизненно осужденных предприняли попытку к бегству. Содержащиеся в одной из камер 5-го этажа заключенные разобрали вентилятор, извлеченным из него штырем расшатали крепления оконной решетки и попытались сбежать. Их попытка могла бы увенчаться и успехом, если бы уже сорванная решетка не выскользнула у них из руки и не свалилась вниз. Именно по грохоту сотрудники УИУ поняли, что во вверенном им учреждении что-то не так. Все пожизненно осужденные четыре участника попытки к бегству, понимая, какое жестокое избиение их ждет, вскрыли себе вены.

Наш источник в УИУ «Нубарашен», по известным причинам не желавший огласки своего имени, сказал: «Перерезали себе вены на руках, потому что избивают дубинками так, что забивают до смерти. Ну, как если бы он турок, который убил твоего родственника, а ты его мордуешь его в кровь. Забиваешь… Вот с такой жестокостью и избивают».

Как ни странно, вся медпомощь, оказанная неудачливым беглецам, свелась к заклейке ран «лейкопластом». По каким причинам «бессрочники» решились на этот свой шаг, покажет расследование, заметим лишь, что вот уже длительное время наша редакция получает настоятельные просьбы от заключенных посетить УИУ.

Не так давно один из пожизненно осужденных сообщил нам, что для освещения жалобы заключенных туда приглашаются представители всех СМИ, заверив, что начальник УИУ Арам Саркисян дал на это свое согласие. Когда мы в указанное время прибыли в «Нубарашен», но, как оказалось, напрасно, поскольку начальник УИУ Арам Саркисян прикинулся, будто ведать не ведает о том, что их заключенные созвали журналистов на «пресс-конференцию». Наши же источники на месте уверяли, что согласие начальства на посещение журналистов было получено. Однако А. Саркисян предложил нам в установленном порядке обратиться к министру юстиции РА: вот получите его подпись – милости прошу! Мы обратились с письмом к министру юстиции Давиду Арутюняну. Нам обещали, что сразу после визы министра нам обеспечат доступ в УИУ. Но даже после этого уже А. Саркисян попросил отложить посещение, поскольку идет расследование в связи с попыткой побега. А ведь, напомним, мы заранее, еще на стадии предварительного следствия обратились к начальнику УИУ, причем он выразил полную готовность ответить на все наши вопросу, мало того – даже опубликовать детали попытки к бегству.

Так что же действительно творится за стенами уголовно-исправительного учреждения, если люди, осужденные на пожизненное заключение, настолько отчаялись, что лишь с помощью журналистов надеются докричаться до мира?.. Почему нас не пускают туда? «Почему не пускают? – спрашивает наш источник в тюрьме. – Да потому что им это не на руку. Не хотят, чтобы снаружи узнали, что здесь творится. Не хотят, чтобы все это стало известно за стенами. А когда им нужно, даже сами приводят журналистов и показывают им камеры богачей, показывают такие камеры, что оставляют впечатление санатория…. Кроме этих 4-5-и клеток никуда больше не водят. А ведь это камеры богачей, там у них даже собственные микроволновые печи есть… Пусть бы эти журналисты побывали в камере пожизненно осужденных, увидели сами, что творится и в каких условиях можно держать людей…»

Кстати, «бессрочники» утверждают, что после перехода УИУ из ведения МВД в ведение Минюста для них ничего фактически не изменилось. С сотрудники заключенными обращаются так, как им заблагорассудится. Побои и издевательства – явление совершенно обыденное. Люди, осужденное на пожизненное заключение, просят журналистов посетить их и поведать миру о творящихся беззакониях.