«Как личность, Хогланд тоже несет долю вины»

01/08/2006 Рафаел ТЕЙМУРАЗЯН

В последнее время самой обсуждаемой темой армяно-американских отношений стало, пожалуй, назначение нового посла США в Армении. Напомним, что Государственный департамент США решил досрочно отозвать своего посла в Армении Джона Эванса и предложил назначить вместо него Ричарда Хогланда. Однако Сенат отложил рассмотрение его кандидатуры на неопределенное время. Многие утверждают, что причиной отзыва стало его заявление, в котором он, коснувшись вопроса геноцида армян, в отличие от президента Дж. Буша, произнес именно слово «геноцид». Именно об этом наша беседа с одним из видных представителей армянской общины США, редактором газеты «Калифорния Курьер» Арутом Сасуняном.

– Г-н Сасунян, распространено мнение, что посла Эванса отзывают за его заявление, являющееся фактически признанием геноцида армян. К людям, считающим так, относитесь и вы. На основании чего сложилось такое мнение?

– Нет никакого сомнения, что посол Эванс отзывается за то, что в прошлом году употребил выражение «геноцид армян». Всякий, кто усомнится в этом, будет действовать во вред армянским интересам. Для меня просто удивительно и очень печально, что находятся люди, которые намеренно идут на то, чтобы ослабить, обессилить армянскую нацию, борьбу Ай Дата (Армянского вопроса). Что же касается того, откуда известно, что Эванса отзывают за употребление слова «геноцид», то мы знаем об этом как от американского правительства, армянского правительства, так и от наших источников. А недавно и Метью Брайза заметил в печати, что Эванс хоть и может иметь личное мнение, но не имеет права публично высказывать его. Да и Хогланд, когда его спросили об этом в Сенате, ответил, что посол не может иметь личного мнения – он должен отражать позицию президента. В прошлом году, когда Эванс употребил слово «геноцид», со стороны правительства на него было оказано мощнейшее давление, и он вынужден был извиниться. Потом его заставили извиниться во второй раз. Он извинился, но оказалось, что его все-таки лишают должности. Турецкое правительство на очень высоком уровне оказало давление на правительство США, требуя, чтобы к Эвансу отнеслись как можно строже. И в июне прошлого года, когда Эвансу должны были вручить награду за инакомыслие,
Госдеп надавил на учредителей этой награды, чтобы они отобрали ее у Эванса.

– В своих предвыборных выступлениях Джордж Буш обещал признать геноцид армян. В чем же тогда противоречие между обещаниями Буша и заявлением Эванса?

– Я согласен, что Буш заявлял о признании геноцида армян, но тогда он был всего лишь кандидатом в президенты. Став президентом, он каждый год 24-го апреля выступает с заявлениями, но избегая слова «геноцид». Однако те понятия, которые он использует, говоря, что полтора миллиона армян стали жертвами массовых убийств, организованных турецким правительством, – смысл всех этих выражений, безусловно, один: геноцид. Но существует очень упорный турецкий нажим, есть и давление изнутри. Президент уступает и не произносит слова «геноцид». Если сравнить заявления Буша-кандидата и заявления Буша-президента, где нет слова «геноцид», то в действительности разница между ними незначительная. Кроме того, следует подчеркнуть также, что госчиновники избегают ответа на вопрос, за что отзывают посла Эванса. Сенаторы письменно обращались по этому поводу к Хогланду и госсекретарю Кондолизе Райс, однако последние постоянно давали уклончивые ответы. Мы хотим, чтобы они в официальном письме указали причины отзыва – тогда мы уже на другом поле будем бороться с ними за их неприятие или отрицание геноцида.

– Джон Эванс сделал свое заявление относительно геноцида в феврале 2005-го года. Чем вы объясните то, что только спустя год Госдепартамент решил отозвать его?

– Отзыв Эванса на 100% связан с его заявлением о геноциде. Что же касается вашего вопроса, то скажу, что в больших правительствах все происходит не просто так, тем более, что проблема здесь связана всего лишь с одним словом, одним заявлением. Если бы Эванс совершил убийство или другое злодеяние, то его бы не только уволили, но и арестовали бы в 24 часа. Но в данном случае человек не совершал преступления. Поверьте, если бы для увольнения Эванса имелись другие причины, скажем, он нарушил бы американское законы или совершил преступление, то его в тот же день уволили бы от должности, вызвали в суд и посадили в тюрьму, как делали это в отношении других. Но в этом случае ситуация иная. Просто американское правительство недовольно, что Джон Эванс употребил слово «геноцид». Уволить посла – дело непростое, знаете ли… То, что американское правительство вот так увольняет посла, тем более не нарушившего законов и не совершившего преступления, – случай исключительный. Увольнение из-за разницы в позициях происходит не в одночасье и не за один день. Все это должно быть обговорено, рассмотрено и т. д. на самом высоком уровне.

– Американский сопредседатель Минской группы Метью Брайза выступил недавно с заявлением в связи с отзывом Дж. Эванса, сказав, что каждый посол должен следовать политике своего президента, а если кто-то даже не согласен с ней, то не должен публично высказывать своего мнения. Комментируя это заявление Брайзы, вы назвали его «незрелым дипломатом», допускающим глупые выражения. В этой связи оказывалось ли на вас или на армянскую общину давление, не прозвучало ли в ваш адрес обвинений во вмешательстве во внутренние дела чужой страны?

– Нет, никакого давления не было, да и не могло быть, ибо я независимый американский редактор. И о чужой стране здесь нет и речи. Я гражданин США. Правительства США оплачивается налогами американских граждан. И чиновники в американском правительстве – не шефы своего народа, а совсем наоборот – его слуги. Это мы их шефы. Мы не вмешиваемся в дела какой-то другой страны. Как американцы, мы говорим, что наше правительство заняло неверную позицию, несправедливо лишает человека должности и аморально ведет себя по вопросу геноцида. А геноцид, как вы знаете, по международным законам является самым тяжким злодеянием. И мы выступаем именно с этих позиций, а не просто говорим, что поскольку мы армяне, то требуем того-то и того-то. Во-первых, мы граждане США и имеем права высказывать свою точку зрения. И это не просто армянский вопрос. Это вопрос нравственности, вопрос прав человека, вопрос, принципиальный для всех честных людей. Отрицание геноцида, в отношении какого бы народа он ни был совершен, вещь неприемлемая и крайне отвратительная.

– Вы высказывали мнение, что все ваши акции ничего не решат, и Джона Эванса на посту посла все равно не восстановят. Но, в таком случае, почему вы настроены конкретно против конкретно Ричарда Хогланда? Не правильнее было бы выступать против политики вашего правительства, а не конкретной личности?

– В своих редакционных статьях я писал, что до недавних пор мы ничего не имели лично против Хогланда и что наша цель – не наказать Хогланда. Хогланд не имеет отношения к отзыву Эванса. Решение об отзыве Эванса очень трудно изменить. Но это вовсе не означает, что армянский народ, американские армяне должны молчать. Мы не требуем, чтобы Хогланда не назначали. Мы лишь говорили: просим вас, при назначении Хогланда будьте откровенны и честно объясните, за что вы отзываете Эванса? И как Хогланд, который будет послом в Армении, будет служить там, не признавая геноцид? Мы поднимаем эти вопросы на уровне американского правительства. В последние дни наша позиция несколько изменилась, поскольку Хогланд выступил в сенатской комиссии по иностранным делам и дал очень уклончивые ответы относительно геноцида армян, так и не произнеся слова «геноцид». Но когда его спросили, давали ли ему его шефы четкое указание не произносить слово «геноцид», он ответил: «Нет. Никто не требовал от меня не произносить слово «геноцид». Если он искренен, а его ответ верен, то это порождает новые вопросы. Если Хогланду не велели не произносить слово «геноцид», если он делает это сам, по собственному суждению, то он, как лично, тоже несет долю вины. Ибо не под диктовку своих шефов, а сам считает, что слово «геноцид» не должно произноситься, а значит, и на нем лежит грех. Армянская комиссия сделала заявление о том, что Хогланд не может быть назначен, поскольку не хочет произносить слово «геноцид». Это значит, что мы хотим преломить долгие годы культивируемую политику избегания слова «геноцид» и по возможности изменить ее. Я не знаю, удастся ли нам это, но молчать – по меньшей мере безнравственно. Безнравственно не бороться за то, чтобы изменить. Каждый раз, когда какой-нибудь чиновник из другого народа позволит себе выражения, ущемляющие интересы армянского народа, поставит под сомнение сам факт геноцида армян, то мы, как армяне, и все честные люди-неармяне, должны возвысить свой голос и заявить, что это неприемлемо – геноцид, совершенный над армянским народом, не вызывает никаких сомнений и должен быть признан.

– И последний вопрос. Согласно слухам, Ричард Хогланд готовится приехать в Армению со своим бойфрендом. Вы располагаете какой-либо информацией по этому поводу?

– Знаете, мне бы не хотелось касаться личной жизни Хогланда…