1. Поразительно, но армяне на протяжении веков совершают одни и те же ошибки, создавая себе немалые трудности в международном и межгосударственном общении, которые по большей части приводили к поражениям. Армяне очень плохие переговорщики, ибо никогда у них не были четко сформулированы задачи и цели, ресурсы достижения, время и финансы… Защита интересов государства армяне, как всякий народ недавно получившее государственность, понимал и понимает плоско, можно сказать примитивно. И если военная сила у страны слаба они в отчаянии.
Скажем, если бы грузинские проблемы – категоричное неприятие осетинского и абхазского народов жить с в едином государстве с грузинами, проблемы с приграничными государствами (Марнеульский район и Джавахк), а так же тлеющий мусульманский аджарский сегмент со стороны Турции, к этому прибавьте проблемы с Россией, отсутствие реальной диаспоры, армии (грузины разучились служить в армии и воевать в период советской власти, тяжелые последствия сталинской опеки) – были бы армянскими, мы давно сдали все на милость противнику – развалили бы страну. А они, имея столько очень серьезных, очевидных межнациональных конфликтов (поддерживаемых, но не культивируемых Россией) продолжают оставаться, если послушать их, чуть ли не флагманом демократизации в регионе, сбалансированной и нейтральной страной, и даже этим зарабатывают себе и политические и экономические выгоды. А иные европейские и американские эксперты верят этой пропаганде. Этому нам надо учиться… Приблизительно такие же проблемы у Азербайджана…
Поэтому мне хочется показать очевидные просчеты и ошибки армянской стороны в этих сферах. Меня очень беспокоит та легкомысленность, с которой руководство Армении относится к вопросу долгосрочной безопасности, концепцию которой сегодня, якобы, разрабатывается.
2. Почему армяне, будучи единственная в регионе нацией, чье самосознание покоится на прочном историческом векторе европоцентризма (за что заплатила непомерно большую цену), не могут убедительно формулировать собственные интересы, чтобы реально привлечь Европу на свою сторону? Армянское самосознание еще в дохристианский период своей истории был органичной частью эллинистического мира (начало, так называемого, Западного мира), который он сознательно выбрал в качестве миропонимания.
Вот несколько весомых аргументов в пользу европоцентризма в базисных областях национальной жизни, – создание античного театра или возникновение городов по градостроительному плану, принятие христианства как государственную религию, что привело к тому, что Армения, ее профессиональная культура встала у истоков христианской цивилизации, внеся огромный вклад в ее развитие (до 12 в. на территории Великой и Малой Армении, а потом и в Киликийской Армении, да, и теперь в 20 и 21 вв.ее заслуги могут быть оценены по достоинству), развитие фундаментальной науки через все века христианства, пик которого приходится на 20 в.
Но вместе с тем армяне живут на Востоке, и часть народа имеет не внятно восточно-западную смесь мироощущения. Часть нашей национальной народной и бытовой культуры несет печать восточных культур (от персидской, арабской, кавказской). К сожалению, именно эта прослойка возглавляет сегодня (и уже несколько веков) самосознание народа и реальную власть в Армении. Образно говоря, нам нужен Комитас в области государственной политики, чтобы очистить от не желательного, наносного нашу политическую мысль, которая никак не может выстроить в реальном мире свои реальные связи. И именно, к примеру, поэтому она скорее понимает ту Россию, которая выстраивает концепцию отношений с бывшими республиками СССР, лавируя между Западом и Востоком. И очень трудно понимает Россию, выстраивающую свои отношения рационально как западная держава.
3. Армения или армянский народ, будучи наиболее образованными, наиболее богатыми, наиболее интегрированными в мировое сотрудничество, наиболее информированными и мобильными все время терпят поражения от своих соседей.
Вот несколько примеров: в период распада Российской империи армяне в Закавказском сейме, который сформировался в Тифлисе, где все основные позиции занимали грузины и азербайджанца, а армяне получили не ключевые министерства (премьер, военный, иностранных дел ) этого государственного образования. И, естественно, что армяне от действий Сейма очень пострадали. К примеру, по приказу того же Сейма сдали непреступный Карс…
4. Мы нация, которая обладает колоссальным опытом выживания, но одновременно уставшая от неудач в государственном строительстве. К примеру, азербайджанцы – достаточно молодая нация, не потерявшая в период СССР свою родовую структуру, стало быть, не так остро переживающая неудачи строительства собственного государства. Ведь они впервые его самостоятельно строят. Однако армяне, потерявшие почти за тысячу лет почти девять десятых собственных территорий, а в период геноцида и самое ценное западноармянскую культуру теперь очень остро воспринимают потерю исторических земель, которые сохранили не смотря на все ухищрения коммунистических лидеров Азербайджана.
5. Как единая нация армян должна объединить справедливость селекции, как идей, так и людей и методологий. Армянское государство может быть сильным лишь тогда, когда в ней каждый гражданин социально защищен. Народ, переживший геноцид и недавнюю войну, а так же имеющий огромную диаспору (все хорошее и все плохое происходящее в этих странах есть часть и армянской жизни, к примеру сегодняшняя война в Ливане) не может быть близоруким, государство у армян может быть только социальным. В то время как у азербайджанцев оно может и должно быть выстроено на личности руководителя страны, или по образу так называемого «восточного правителя»…
6. Как реагируют азербайджанцы, грузины или армяне на другую нацию внутри собственного государства и вне? Азербайджанцы искренне удивляются, что тот или иной является не азербайджанцем внутри страны и так же вне Азербайджана. Так наиболее боевой этнос в сегодняшней азербайджанской армии – талыши, военные формирования из талышей стоят на границе с Карабахом, и каково было удивление азербайджанцев, что этот народ с интересом и уважением относится к армянам и Армении, ибо именно здесь был проведен Первый международный симпозиум по талышам и их культуре. Но азербайджанцы более просты в общении, более терпимы, чем грузины, более бесхитростны (и если лицемерят то это не могут скрыть), чем грузины, потому что у них не было такого защитника как Сталин, который по многим каналам (от кино, где если должен был быть нацмен то обязательно грузин, до русских романсов и эстрадных песен и спортивных комментаторов) позволил советскому народу слушать грузинский акцент, и слушать с уважением. До сих пор на русской эстраде грузины поют с акцентом.
В Армении подавляющее большинство населения всегда было армянским, вот почему все, говоря о гражданах Армении, всегда употребляют выражение «армянский народ», хотя это не совсем точно по двум причинам: 1.Армянский народ проживает более чем в 80 странах мира; 2.В Армении проживает лишь его одна пятая часть. Армяне в Армении не имеют никакой предвзятости или неприязни к другим народам, даже по отношению к туркам. Ведь именно Армения желает открыть армяно-турецкую границу. С другой стороны, именно отсутствие каких либо негативных чувств по отношению к иной этнической среде позволяет армянам легко вписываться в чужие этно-государственные системы. Хотя не все в той или иной стране может быть позитивно.
Грузинами называются народы и этнические группы (скажем, Мингрелия со своим государственным образованием и, стало быть, царем, вошла в состав Российской империи много позже, чем сама Грузия), которые говорят на грузинском языке, однако они не имеют ни единого самосознания, ни миропонимания. Кстати, сегодняшний государственный флаг страны не отражает реальную картину в стране, скажем, Аджария не является христианской страной, хотя и входит в состав сегодняшней Грузии. Грузия, получив в советское время огромную для их понимания страну с многонациональным население, и имея в своим составе, по крайней мере, еще три государственных образования не стала федеративной республикой. Однако быстрее всех освоила все просчеты советской власти, используя несовершенство государственного аппарата для «эксплуатации» этих народов. Теперь же они не желают жить в Грузии, пусть даже демократической. Видимо, они не верят и в само содержание грузинской демократии.
7. Грузины, живя в многонациональной стране, и, имея достаточно большой исторический опыт Тифлиса, как столичного города, где в царское время находился наместник русского царя, а в советское время большая часть многих важнейших структур Закавказья, хорошо умеют выстраивать отношения с метрополией, получая те выгоды, которые они принимают как должное, а не как подачки. И это тоже от Сталина. К слову, сталинское влияние на воспитание государственного мышления грузинского народа ощущается очень сильно.
Любой народ создал свой тип театра гостеприимства. В этом искусстве грузины занимают одно из первых мест в мире, намного опережая как армян, так и азербайджанцев. Их театр гостеприимства (я не касаюсь самого стола, то есть выпивки и еды) это щедрый спектакль, где существуют два субъекта – 1.Грузия (ее интересы) и 2. Мужественно-восхищенное отношение к гостью, его самолюбию. Как видите, нет гостя, вторым субъектом является их отношение к гостью. И в этом коренное отличие грузин от армян и азербайджанцев. В этом удивительном, десятилетиями, если не веками отточенном спектакле, диалоге им нет равных. У них все выверено (огромный инструментарий для разных статусов, категорий гостей, как мужского, так и женского пола) на опыте десятка тысяч застолий, которые они проводят в год с разными народами мира. Удивительна форма пропаганды, заложенная в этих тостах и разговорах. Правда, часто тосты и разговоры бывают и навязчивыми. Но в бесконечно выпитом вине это уходит, теряется и ошарашенный только что обнаруженными своими способностями гость или гостья обвиняет себя, ему стыдно, как это часто бывает после застолья. Игра в искренность одна из удивительных ролей за грузинским застольем. Сегодня за застольем муссируется древность и демократизм грузин, их высокая культура понимания задач демократии, как, впрочем, в период СССР – выполнение планов и заданий.
Азербайджанское застолье уступает грузинскому, как во внешней искренности, так и в атмосфере непринужденной подчиненности канонам застолья. Азербайджанцы, кстати, как и армяне, уступают и в застольном юморе грузинам, в какой-то легкости. В азербайджанском застолье видно усердие, неприкрытое обхаживание, лесть. Хотя они бывают более искренними, нежели грузины.
Почему я говорю о застольях? Они важная часть в дипломатии южнокавказских народов. Именно здесь информируется гость о исторических и культурных достижениях , которые принимают гипертрофированные формы. И, как не странно, это очень действует. Грузины здесь на первом месте. И русские, которые были во главе таких застолий почти двести лет, сегодня по грузинским застольям кусают локти. А рациональные, внешне холодные европейцы и американцы учатся понимать этот феномен, одновременно подводят эти народы к созданию новых тостов, новых привычек, новых символов и традиций.