Еще на прошлой неделе Контрольная служба президента РА распространила сообщение о том, что в результате проведенных ими проверок выявлены серьезные нарушения при проведении земельных аукционов и что материалы уже переданы в Генеральную прокуратуру. Прокуратура же на основе этих материалов возбудила уголовное дело.
В сообщении указывалось также, что имели место и подтасовки документов, в результате чего государству был нанесен большой ущерб. «Контрольная служба президента выявила, что суммы, которые организации и граждане заплатили за землепользование в бюджет не перечислялись или перечислялись частично, а в Государственный кадастр представлялись фальшивые документы», – говорится в пресс-релизе Контрольной службы президента.
Поскольку в сообщении не говорилось, конкретно где Контрольная служба выявила подобные злоупотребления, и поскольку в Ереванской мэрии также не ведали, о каких и в каком городе проведенных аукционах речь, а также насколько это касается столицы, мы обратились за разъяснениями к самому Ваграму Барсегяну – руководителю Контрольной службы президента. В беседе с нами г-н Барсегян отметил, что возглавляемое им ведомство еще не завершило работу по этому делу и что продолжают выявлять лжепосредников. «Поскольку все эти проверки еще продолжаются, мы обратились к гражданам, попросив их сообщать нам о всех сомнительных регистрациях. Именно в этом смысл сообщения – чтобы и нам было полегче. После выяснения мы опубликуем сообщение», – сказал он. «Имелись разрешенные законом посредники, которые по посредническим доверенностям осуществляли действия по регистрации и регистрировали те или иные земли. И поскольку фальшивые квитанции, представленные в Государственный кадастр, очень мало отличались от подлинных, то они получили регистрацию. Имеется множество таких случаев. Сейчас у нас имеется 72 подобных случая – когда регистрация проводилась по фальшивым доверенностям. В денежном исчислении выявленные нарушения составляют больше миллиарда драмов», – разъяснил В. Барсегян.
На наш вопрос, кто именно занимался такими махинациями, он ответил: «Это не какой-то определенный орган. Просто нашлись люди, которые воспользовались пробелом в законодательстве и занимались такими делишками». Впрочем, несколько позже г-н Барсегян добавил, что этим занималась «определенная группа людей», которыми сейчас занимается Генпрокуратура: «Четко известно, кто это… Была группа граждан, которые, пользуясь упущениями закона, занимались такими махинациями. Когда мы окончательно выясним, каков был их объем, обязательно сообщим об этом». Конкретные имена будут названы лишь после того, как Генпрокуратура в ходе предварительного следствия или дознания выяснит, действительно ли эти люди имеют отношение к указанным махинациям. А поскольку Генпрокуратура еще ничего не сообщила Контрольной службе, то В. Барсегян не станет называть известные ему имена, чтобы, как он сказал, «потом не возникло необходимости исправлять промашку».
Наши попытки выяснить, где конкретно, в каком районе или общине зафиксировала Контрольная служба больше всего нарушений, также оказались безрезультатными. «В процентном соотношении сказать не могу, поскольку таких подсчетов не проводилось. Просто была группа людей, которые делали такие вещи. Как только все выясним, дадим разъяснения», – пообещал В. Барсегян.
Напомним, что еще 3-го июля «168» часов писала о том, что по обвинению в неперечисления в госбюджет весьма значительных сумм, уплаченных гражданами в результате земельных аукционов, был арестован, но затем по непонятным причинам освобожден руководитель Канакер-Зейтунского подразделения Государственного кадастра Саркис Багдасарян – дядя тогда еще председателя НС и лидера партии «Страна законности» Артура Багдасаряна.
По нашим данным, Саркис Багдасарян проворачивал такого рода сделки не один – после разоблачения совершенных махинаций вместе с ним заявление об уходе с работы подал и заместитель Багдасаряна. Наша газета сообщала также, что в рамках дела по махинациям с земельными аукционами были арестованы еще несколько сотрудников Канакер-Зейтунского отделения Государственного кадастра. Тем не менее, С. Багдасарян ныне находится на свободе, а правоохранительные органы вот уже месяц с лишним расследуют и все еще «не могут» разобраться с делом.
Именно поэтому весьма сомнительно, что Генеральная прокуратура когда-либо назовет имена истинных махинаторов и призовет их к уголовной ответственности. Всем известно, как в результате направленных в Генпрокуратуру материалов «именем Республики Армения» и «во имя справедливости» задерживают пару-тройку мелких сошек, тогда как настоящие акулы остаются на свободе. Одним из очевидных свидетельств этого стало и дело в отношении Канакер-Зейтунского подразделения Государственного кадастра.