Угроза с Ближнего Востока или Ближнему Востоку?

26/07/2006 Лилит АВАГЯН

«Такая массовая эвакуация из Ливана означает, что все страны ждут большой войны», – заявил на днях председатель торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков. По его мнению, Телль-Авив вышел за пределы рамок антитеррористической борьбы. Борьбы Израила с «Хезболлах» (в переводе с арабского – «Партия Аллаха» переросла в серьезную войну. А недавнее заявление Буша о том, что «мир должен заняться «Хезболлахом» и Сирией, а также продолжать изоляцию Ирана», заставили Примакова предположить, что участие в этом конфликте могут принять и другие страны. «Следует немедленно прекратить войну», – сказал он, подчеркнув, что дальнейшее обострение ситуации в Ливане можно предотвратить только вводом в этот регион миротворческих сил ООН.

Насколько это поможет разоружению, а затем и роспуску «Хезболлах», трудно сказать. Согласно некоторым дипломатическим источникам, Буш советовал Израилю «ограничиться» одной неделей, однако военные круги Израиля считают, что для полного уничтожения «Хезболлаха» им потребуется дней 10-15. Так или иначе, американский Конгресс в своем заявлении возлагает всю ответственность на «Хамас» и «Хезболлах». Фактически, в нем требования или предложения прекратить военные действия. В своем интервью одной из ведущих ливанских газет глава ливанского государства Эмиль Лахуд предупредил силы, уповающие на противоречия между правительством Ливана и руководством «Хезболлаха» и именно этим обуславливающих дальнейшую эскалацию: «Мой народ никогда не выдаст шейха Насраллаха» (лидера «Хезболлах»).

О корнях и причинах ближневосточного конфликта и возможных путях прекращения военных действий мы поговорили с научным сотрудником отдела арабских стран Института востоковедения НАН РА, кандидатом исторических наук Лилит Арутюнян. По ее словам, нынешние события почти в точности напоминают процессы 1982 года, когда во второй раз вторгся в Ливан и в результате широкомасштабной агрессии захватил его столицу – Бейрут. Разница лишь в том, что в Южном Ливане с Израилем вел борьбу не бойцы «Хезболлаха» (он тогда еще не был создан), а палестинские формирования. «Сегодня мишенью Израиля в Южном Ливане является «Хезболлах» с его военными структурами. Кстати, «Хезболлах» сформировался в том же 1982-м году в долине Бекаа. Одной из главных целей этой организации было сопротивление израильской агрессии. Основными покровителями «Хезболлах» являются Иран и Сирия, – рассказывает Л. Арутюнян.

В 1989-м году, когда Таифское соглашение покончило с длительной гражданской войной в Ливане, «Хезболлах» оказался единственной структурой, которое, в отличие от других втянутых в ливанский конфликт сил, при поддержке Сирии сохранило свое военное крыло и в то же время проникло политическое поле Ливана. Считая юг Ливана зоной своего влияния, «Хезболлах» с середины 80-х годов начал борьбу с израильским военным присутствием в стране. Дело в том, что после своего вторжения в 1982-м году Израиль лишь в 1985-м году частично вывел свои силы из Ливана, сохранив свое военное присутствие лишь вдоль 10-километровой «зоне безопасности» вдоль ливано-израильской границы. В связи с периодическим стычками с «Хезболлахом», в результате процесса мирного регулирования конфликта и в силу других факторов правительство Израиля в 2000 году вывело свои силы со всей территории Ливана».

Согласно резолюции 1559 Совета безопасности ООН в Ливане должны были быть разоружены все негосударственные военные формирования (имелся в виду «Хезболлах»), а также выведены сирийские войска, находившиеся там еще с 1976 года. В результате международного давления, последовавшего за убийством ливанского премьера Рафика Харири, сирийские войска к маю 2005 года покинули Ливан.

По мнению Лилит Арутюнян, арабские страны сегодня, вопреки звучащим время от времени призывам к единству, сегодня не в состоянии сыграть конструктивную роль ни в укрепления стабильности в самом Ливане, ни в урегулировании развивающихся вокруг него событиях. «Ливан – один из крупнейших финансовых и коммерческих центров Ближнего Востока, – разъясняет ученый. – И не случайно, что как Израиль, так и некоторые арабские страны «ревниво» поглядывают на этот статус Бейрута, который после гражданской войны смог полностью восстановить свои позиции. Слава Ливана как «ближневосточной Швейцарии» превратила эту страну и определенную оффшорную зону, по которой протекают саудовские, иранские и многие другие деньги».

Предполагается, что после последних событий еще более усилится нажим на главным покровителей «Хезболлаха» – Иран и Сирию, косвенно втянутых в ливанский конфликт. По мнению нашей собеседницы, в контексте стратегических интересов США планируется «демократическим» способом создать на всем «Большом Ближнем Востоке» предсказуемый режим. Следовательно, этот свой план США попытаются реализовать с помощью своего стратегического партнера – Израиля. Очевидно, что ежедневные вторжения израильской авиации в воздушное пространство Ливана и бомбардировки направлены не только против «Хезболлаха». Удар по «Хезболлаху», как по главной мишени, прежде всего ослабляет Ливан, а также создает определенные предпосылки для усиления международного давления на Иран и Сирию, косвенно втянутых в этот конфликт.

Как и всегда, в Ливане сегодня столкнулись интересы целого ряда стран – как из того же региона, так и дальних.