Армянские и азербайджанские кинематографисты создали два документальных фильма под общим названием: «То далекое соседнее село». Как отметил автор армянского фильма Тигран Паскевичян, на самом деле эти два села не столь уж и далеки друг от друга – их отделяет каких-нибудь 100-150 метров.
Тем не менее, армянское село Айгепар и азербайджанское село Алибейли, расположенные на границе двух государств, словно бы находятся на разных планетах. Война между этими селами длилась не слишком долго, но в с сердцах и душах люди до сих пор остались следы этой войны.
Съемки фильмов финансировали армянский филиал «Службы католической помощи» (CRS), фонд «Армянский Круглый стол» и голландская Межцерковная организация развития сотрудничества. Армянский фильм снял телекомпания «Шогакат» (режиссер Ара Ширинян), азербайджанский – организация «Интерньюз» (режиссер Айаз Салаев). Оба фильма соблюли условия не давать комментариев и закадрового текста. Жители сами рассказывают о себе и своей жизни, о том, как мирно и дружно жили в империи, называемой советский союз. Религия и обычаи не мешали контактам.
«Ходили друг другу в гости, армяне у нас одалживали деньги, мы – у них», – говорит азербайджанцец. Айгепарская учительница не может вспомнить, из-за чего началась вражда жителей двух сел: «Даже не знаю, откуда пришла эта вражда и обрушилась на наши головы…» То же самое утверждают и жители Алибейли: «Мы были хорошими друзьями, ходили к армянам на свадьбы и поминки. Хорошие друзья были у нас, а сейчас армяне все время стреляют по нам».
Сейчас, после обретения независимости двумя государствами, в условиях длящегося вот уже 14 лет конфликта у обоих сел одни и те же заботы, тревоги и ожидания: оба села устали от войны, от постоянного напряжения и опасения, от неопределенного будущего. Жители и здесь, и там знают, что конфликт сделал жизнь очень трудной, но не видят выхода. «Обе стороны пролили много крови, такое вряд ли можно забыть», – почти слово в слово утверждают и в Айгепаре, и в Алибейли. Старшие помнят своих друзей-соседей, но к мысли возобновить дружбу с «врагом» относятся со смущением и опаской. Боятся. А молодое поколение, родившееся после войны и имеющее лишь смутное представление о прежней жизни, внимает старшим и следует их советам.
После просмотра фильмов становится очевидным более воинственное настроение азербайджанцев. Дети в Алибейли в один голос утверждают: «Армяне – враги, душманы!» Они играют в войну, и враг у них – армяне: «Мы боимся армян – они везде и всегда готовы стрелять». Армянская молодежь более лояльна – об азербайджанцах они говорят нейтрально. «Мы почувствовали, что азербайджанцы для армянской молодежи – словно инопланетяне, – говорит Т. Паскевичян. В этом, пожалуй, и заключается вся разница между жителями двух сел. Во всем остальном они сходятся: ни армянам, ни азербайджанцам конфликт не нужен.
Жители Алибейли и Айгепара отмечают, что из-за вражды нарушился сам быт, остановилось производство, прекратилась торговля между двумя селами – они уже не могут продавать друг другу фрукты и овощи. «Боимся держать много скота. Армяне начинают стрелять, я от страха остаюсь дома, а корова моя остается голодной», – признается алибейлиец. А жительница Айгепара показывает свой разбитый танковыми снарядами дом. Мнения и мысли свидетелей и непосредственных жертв конфликта совпадают и переплетаются, давая возможность зрителю представить, чем живут жители этих двух забытых-запущенных сел, многие из которых вконец отчаялись и едва-едва влачат существование. В фильмах не указываются какие-либо пути выхода, что позволяет бросить на жизнь двух пограничных сел беспристрастный, но в то же время и сочувственный взгляд.
Возможный диалог
Два этих 25-минутных фильма не демонстрируются порознь, ибо представляют собой два взгляда на одну и ту же проблему – два взгляда, которые если и не могут положить начало полноценному диалогу, то хотя бы прокладывают мостик взаимопониманию для этого. «Мы стараемся делать все симметрично. Даже не можем показать их по телевидению, поскольку и того же не могут сделать и азербайджанцы», – говорит Тигран Паскевичян. За показом фильмов, как правило, следуют обсуждения. Ни тема, ни отклики никогда не бывают однозначными. Мнения были и агрессивные, и сочувственные. Характерно, что самым интересным было обсуждение в армянском «Интерньюсе» с участием карабахской молодежи. Карабахцы прекрасно понимают, где лежит грань между дружбой и враждой.
Трудно переварить слова азербайджанского ребенка «Армяне наши враги!» или азербайджанской бабушки «Пусть армяне вернут наши земли!» Вот такова реальность, которую пытается осмыслить одна из жительниц Айгепара: «Они убивали наших детей, как же мы можем смириться с этим? Должны пройти века – даже не годы, а века!». «Пусть будет проклят тот, кто выдумал войну! – говорит азербайджанка. – Если установится мир, я буду только рада». «В конце концов, войны когда-нибудь да кончаются. Кончится и эта, не может же она продолжаться вечно!» – подхватывает крестьянин-азербайджанец.
Оба этих фильмов под общим названием «То далекое соседнее село» были показаны и в рамках семинара «Режиссеры без границ», прошедшего в рамках кинофестиваля «Золотой абрикос». Состоялось и обсуждение, в котором приняли участие руководитель Кавказского отделения CRS Ричард Хофман, армянские и азербайджанские журналисты. Приехавший из Баку в Ереван азербайджанский журналист Алекпер Алиев сказал: «Я чувствую себя оскорбленным. До каких пор две нации будут вести переговоры с помощью американских или европейских посредников?» Но ни Алиев, ни армянский журналист не смогли ответить на вопрос Р. Хофмана: «А вы готовы самостоятельно вести переговоры?»
Обсуждения, направленные на стимулирование диалога, о многом заставили задуматься и заказчиков, и авторов фильмов. «Все осознают важность этих фильмов, понимают, что диалог необходим, но ни одна их сторон не хочет сделать первый шаг. Никто не желает взять ответственность на себя», – сказал Т. Паскевичян. «Когда жители этих сел увидят друг друга на экране, программа получит свое продолжение», – отметил Р. Хофман. Фильмы эти обязательно будут показаны в Айгепаре и Алибейли. И вполне возможно, что те, кто ходил в гости, и те, кто принимал их у себя дома, вновь узнают друг друга, вспомнят прошлое и – почему бы и нет? – решат восстановить прежние связи. И может быть, именно они и начнут так нужный всем диалог.
P.S. Азербайджанский кинорежиссер Айаз Салаев никогда не сотрудничал с государственными структурами и старается найти независимые источники для финансирования своих фильмов. Он был приглашен на обсуждение, но не приехал. А его здесь ждали…