Министерство экономики и финансов РА опубликовало отчет о государственном долге по положению на 1-е января 2006 года. Опасливое отношение нашей общественности к государственному долгу стало уже традицией. Столь же традиционно и безразличие политических сил к этому вопросу. Причина заключается, видимо, в том, что наши родные власти в конце концов научились брать в долг. Это можно констатировать на основе анализа структуры внешнего долга страны. До 1997-го года больше половины внешнего долга составляли коммерческие кредиты. А по положению на 2005-й год 98% процентов его составляют льготные кредиты. В прошлом году государство не взяло от каких-либо международных структур или государств ни одного коммерческого кредита. Более того, в прошлом году была погашена часть взятых ранее таких кредитов (в размере 13 млн долларов). Льготные кредиты, как правило, берутся на определенных условиях. Во-первых, определенное время (3-7 лет) страна имеет право распоряжаться этой суммой без начисления процентов, а погашение кредита начинается лишь после этого срока.
Вы, конечно, можете злорадно усмехнуться: да наши власти вот уже 15 лет только и делают, что берут в долг у всего мира! Следует, однако, признать, что накопленный ими опыт в этой сфере дает положительные результаты. По положению на начало 2006-го года внешний долг РА составил 1 млрд 99 млн 200 тыс. долларов. 84% этих денег было выдано правительству РА (или под его гарантии), остальные 16% составляют долги нашего Центрального банка. То, насколько допустимы такие пропорции, уже другое дело. Экономическая статистика свидетельствует, что ЦБ погашает свою часть внешнего долга. В 2003 году долг ЦБ был самым большим – около 203 млн долларов. В этом году он уменьшился до 176,4 млн долларов. С точки зрения макроэкономических показателей объем внешнего долга страны находится в рамках принятых норм. Экономическая статистика показывает, что самым неудачным в этом отношении был 1999-й год: в этом году наш внешний долг составлял 47% валового внутреннего продукта ВВП). В экономической науке принято считать, что в странах, где этот показатель превышает 50%, начинаются неуправляемые процессы. Сейчас у нас нет даже следа такой опасности: наш долг составляет всего 22% нашего ВВП. Это, конечно, можно было бы считать следствием двузначных прыжков нашей «тигриной» экономики – если бы мы до сих не продолжали брать в долг. В 2005 году РА подписала 7 новых кредитных соглашений. Перечень внешних кредиторов РА показывает, что финансовые взаимоотношения Армении с ее военно-политическим партнером, Россией, плохи. А на самом деле, видимо, очень плохи. Мы больше не должны России. И это хорошо. Потому что Россия оказалась единственным из наших кредиторов, кто не реструктурировал наш долг и начисляла звонкой монетой пени за каждый день просрочки. В 2005-м году наши отношения были окончательно регулированы. Получив последние 3 млн долларов, осенью прошлого года РФ «подтвердила, что предоставленные Россией Армении государственные кредиты полностью погашены, и подлежащих выплате сумм нет».
В последние годы заметно вырос и внутренний долг (внутренними называются те государственные долги, которые взяты в национальной валюте). По сравнению с 41,5 млрд драмов они выросли в 2005-м до 51,3 млрд. Однако и здесь проявляются положительные тенденции. Во-первых, наши власти научились брать в долг внутри страны, продавая не краткосрочные, о среднесрочные и долгосрочные государственные облигации. В 2004-м году государство давало в долг под более высокие проценты, чем в 2005-м 9% в 2004-м, 7,3% в 2005-м). Этому, разумеется, способствует и процесс укрепления национальной валюты. Имея трагические последствия для производящей сферы нашей экономики, процесс этот положительно сказывается на этом секторе финансовой жизни. Тем не менее, в масштабах всей экономики это не может рассматриваться как серьезный успех. Однако бесспорной новинкой и удачей можно считать то, что в национальной валюте государству ссужают в долг на срок даже более 9-и лет.
Такое качество внутреннего долга можно сравнить с льготными внешними кредитами. Фактически в сфере внешнего государственного долга происходят стабильные положительные изменения. Однако государство, не ведя протекционистской политики, почему-то продолжает жадно набирать долги.