Если мы хотели не иметь Родины – для этого в прошлом было много поводов …

16/07/2006 Рубен АНГАЛАДЯН

1. Два события встревожили почти сонный политический Ереван: 1. Заявление сопредседателей Минской группы (3 июля, 2006 г), 2. Заявление Сабины Фрейзер, руководителя Кавказской международной Группы по предотвращению кризисов «Крайсис Груп»( 7 июля, 2006 г.). И это все, естественно, вокруг карабахского вопроса. Суть этих заявлений – тупик переговоров, непредсказуемое будущее…

Чтобы понять всю ситуацию необходимо сформулировать несколько вопросов, чтобы объяснить сегодняшний ажиотаж политиков и простых граждан вокруг карабахского урегулирования здесь в Ереване, или там в Баку. Имеют ли эти сомнения уважаемых организаций (как они пишут «исчерпано наше воображение по пониманию этих основ, их формулированию и приведение в окончательный вид») и специалистов под собой какие-то основания, и если да, то какие? А так же, из каких реальных фактов они составляются, какова логика анализа и насколько ее результаты близки к реальности?

2. Это не праздные вопросы, ибо они касаются каждого армянина и не только в Армении и Карабахе, но и во всем мире. Это касается нашей истерзанной родины и связано это с ВОССТАНОВЛЕНИЕМ АРМЯНСКОГО МИРА, который был окончательно поруган и сломан в период первой мировой войны и далее то, что совершали два вновь созданных государства: кемалисткая Турция и СССР.

Восстановление национального мира поможет каждому армянину, где бы он не жил, ощутить внутреннее достоинство, восстановить внутреннюю свободу… И отторгнутый от матери Родины сталинской Москвой и многие десятилетия эксплуатируемый и униженный Нагорный Карабах входил в эту систему вопросов, которые к моменту распада СССР армянский народ привел к своему логическому завершению, – то есть воссоединению. Десятилетия не смогли сломить дух и волю армян Карабаха и как только они почувствовали перемены к демократизации в СССР народ всеми доступными, в том числе и юридическими актами закрепил свою волю на своей земле. Советская Армения сделала все возможное, чтобы армянский мир стал восстанавливаться, потому что это исходит от органического мышления армянского народа. А очевидную провокационную агрессию Азербайджана Карабах отразил достойно и недвусмысленно. С распадом СССР исчезли и Советский Азербайджан и Советская Армения и советский Карабах, остался сам факт законности отторжения Карабаха – важнейшая часть нашей живой родины, нашей живой истории, которую у нас и отняли и искромсали. А наши государственные границы были перекроены, как вздумается, и англичанами и большевиками. Народ этому сказал: «Хватит!». Но никто, даже большевики, не смогли уничтожить волю и свободолюбие, ибо армяне Карабаха не желали сдаваться на милость врагу. А то, что власть в советском Азербайджане всегда была враждебна к армянам своих автономий это факт.

3. Могу высказаться более определенно – многие страницы, факты, события мировой истории будут переписаны. Армения, как всякая древняя страна, богатая историческими событиями большого звучания (ведь когда-то Армения была могущественной, она играла немалую роль в международной жизни далеких веком) готова будет обогащать мировую историографию, отстаивать в ней свои интересы.

4. Заявление Сабины Фрейзер, руководителя кавказского Проекта «Крайсис Груп», о том, что сегодняшнее состояние переговоров много дальше от мира и урегулирования, нежели в 2005 г. перед встречей в Рамбуей. А минская группа говорит об итоге переговорах как о фикции или тупике. Они предлагают новых посредников? Об этом я писал еще в 1997 году.

Теперь же хотелось спросить: исходя из каких таких предпосылок возможен тревожный сценарий развития событий? Что случилось столь экстраординарного (чего нам не известно), что серьезный аналитик из независимой международной организации делает такие выводы?! Может, появился некий новый тайный сильный вектор в помощь нашим оппонентам? Или не важна безопасность нефтепровода, пущенный недавно в эксплуатацию? И военные действия Азербайджана в непосредственной близости от него устраивает его нефтяных партнеров? Или экономическая и политическая выгода от этого проекта не играет никакой роли ни для Азербайджана, ни для Грузии, ни для Турции, не говоря о международном консорциуме и мировом нефтяном рынке? А может армия Азербайджана настолько стала сильна, что вопрос будет решен в течении нескольких недель и нет никакого шанса спастись от «блиц крига»? А может армянская сторона, имеющая более сильную и мобильную армию, решила «бряцать оружием»; или правила переговорной игры столь сильно меняются, что мы не можем подключиться и понять новую логику доводов и поведения; а может нет ресурса времени у Минской группы переговорщиков, или посредники лишь теперь поняли, что переговоры между президентами носит имитационный характер; или посредники не знают, что столь чувствительный, столь многослойный и в то же время очевидный и ясный вопрос так быстро не может разрешиться (армяне ждали своего поворотного часа Возрождения многие века, и заплатили за это очень высокую цену); или все в мире вопросы уже решены и остался этот единственный конфликт, и его надо срочно закрыть? И эти вопросы можно продолжить…

5. Один из самых краеугольных вопросов этого конфликта заключается в том, что восстановление армянского мира для армянской стороны входит в большую систему вопросов связанных с геноцидом и с Карабахом в частности. Хотя мне кажется, что переговорный процесс не включает его. Однако зря, что не включает в систему тех аргументов, которые составляют пакет переговоров. Хотя и теперь не поздно увидеть проблему Карабаха в большой или расширенной системе отношений к тому чудовищному процессу, который называется армянский геноцид. И здесь в восстановлении армянского мира и признания геноцида как раз немало динамики, те же страны, в том числе европейские, за годы переговоров стали признавать геноцид, и это никак не отражается, на переговорный процесс, на важнейший карабахский вопрос, который прямая жертва политической ампутации целой области от Армении внутри тоталитарной страны. Народ Карабаха нашел в себе силы и воли вновь воссоединиться в материковой частью Армении. Это тот конечный результат, который видит армянская нация и не видят многие аналитики и специалисты, потому что экономическая составляющая для народа, который был на пороге гибели всего лишь одна составляющая, и не более. И как бы плохо не было В Армении, и какие бы не были власти в ней этот важнейший вопрос самосознания есть реальная сила и реальная воля более чем 10 миллионного народа, где бы он не жил, ибо он хорошо организован, как диаспора.

6. С 1988 года по сегодняшний день произошла довольно существенная трансформация многих положений, аргументов, комментариев и фактов по проблеме Нагорного Карабаха. Они, видимо, должны претерпеть эволюцию и в дальнейшем. В частности, как можно было оставить факт геноцида и восстановление армянского мира за бортом аргументов. Однако надеюсь, что переговорный процесс, живой и объективный.

7. Для Армении как государства вопрос геноцида и восстановление армянского мира это ЕДИНЫЙ, краеугольный вопрос и его концептуальное понимание и продвижение на международной арене для Армении, как государства, на уровне МИД должно быть одним из важнейших, чего не наблюдается сегодня. Огромные духовные, нравственные, волевые, интеллектуальные, физические и финансовые ресурсы, потраченные на его оформление и продвижение, должны быть правильно поняты сегодняшней властью и плавно вписаны в механизм и содержание переговорного процесса. Этому искусству нам надо еще научиться, хоть и времени в обрез.