«На это место прошел другой человек с более высокими оценками. Кроме двух мест НАН, президентская спустила еще одно место, которое мы не просили. Поступающий на это место молодой человек был срезан с экзамена английского языка», – во время телефонной беседы с нами сказала научный секретарь «Института философии и права» НАН Светлана Атабекова, добавив, что они очень рассержены из-за того, что история Каро Брутяна получила такую огласку. По ее словам, НАН, учитывая, что Каро Брутян хорошо сдал экзамены, ходатайствовал, чтобы вышеуказанное место был предоставлено ему. «Однако в последствии президентский аппарат закрыл это место», – добавила С. Атабекова.
При чем тут Виген Саргсян?
В этой истории много склоняется имя помощника Роберта Кочаряна Вигена Саргсяна, кто, по словам Брутянов, был главным героем этой истории. Однако после нашей беседы с В. Саргсяном, выяснилось совсем иное. «Считаю выдвинутые в мой адрес обвинения большой безнравственностью. Я не был членом комиссии во время экзаменов аспирантуры», – сказал В. Саргсян, добавив, что в качестве помощника президента он присутствовал на экзаменах английского языка, так как в этом году они были обобщенными. «Мое присутствие было довольно продуктивным. Многие были срезаны. Двери закрылись перед безграмотными людьми», – продолжил В. Саргсян. Говоря о Каро Брутяне, В. Саргсян не исключил, что он может быть блестящим ребенком, но хорошая или плохая сдача экзаменов с этим никак не связана, «Каро Брутян получил более низкую оценку по специальности, чем другой участник. Более того, когда мы и Левон Мкртчян вышли после экзамена, родители К. Брутяна подошли к нам и сказали, что их сыну нездоровилось и он не очень хорошо ответил. Попросили пересдачи, что просто не позволено».
Виген Саргсян заметил также, что сам он оканчивал 3 вуза, сдал около 50-60 экзаменов, и были случаи, когда его знания были лучше ответа.
В. Саргсян сказал, что он не звонил Брутянам, как утверждают последние. На наш вопрос, почему 13-го июня в НАН уже поздравили Каро Брутяна по случаю поступления на аспирантуру, В. Саргсян ответил: «Они совершили превышение полномочий. Решили, что могут осуществить перераспределение».
«В этом году перераспределение было запрещено. Да, тут было и мое требование», – сказал помощник президента и заметил, что эта история очень сильно его задела. «Я ужасно плохо себя чувствую, когда говорят, что место было взято для кого-то», – сказал В. Саргсян.
Письмо из МНО
Наша публиакция не оставила безразличным и министерство науки и образования. Письмо, полученное из МНО, приводим полностью.
«В ответ на статью, опубликованную в газете «168 часов» 29-30-го июня «Поступить на аспирантуру еще не значит быть аспирантом», сообщаем: утверждение в данной публикации от имени родителя Карена Брутяна о том, что министр науки и образования Левон Мкртчян сказал, что «ничем не может помочь, это дело Вигена Саргсяна», не соответствует действительности.
Что касается приема в аспирантуру, в научных организациях и вузах РА аспирантские места распределяются для каждого по конкретной специализации. Причем, в вопросе выбора этих специализаций основой служат как представленные организацией заявки, так и соответствующее исследование МНО РА, в ходе которого учитывается: а) необходимость подготовления научных и научно-педагогических кадров по данной специализации, б) продуктивность работ, осуществляемых с аспирантами в этой организации в течение последних несколько лет и другие критерии.
То есть, распределение аспиранстких мест происходит по целевому принципу.
В прошлые годы министерство науки и образование проявило непоследовательность в вопросе сохранения принципа распределения специализаций по аспирантским местам, разрешив распределения как в рамках одной и той же специализации, так и между другими специальностями. В этом году, имея целью исправить это упущение, сразу после окончания вступительных экзаменов, все организации, в которых образовались вакантные места, были предупреждены, что распределение любого рода запрещено.
В связи с вопросом К. Брутяна сообщаем, что институт философии, социологии и права МНО РА, с учетом ситуации прошлых лет, самовольно осуществил перераспределение, направив образовавшееся по специализации «Уголовное право» место на специализацию «История и теория права». Это действие было непозволительным и руководство института будет привлечено к административной ответственности».