Длинный и плоский – как меч Карла Великого

03/07/2006 Лилит АВАГЯН

По утверждению начальника Управления борьбы с наркотиками МВД Азербайджана Мазахира Алиева, природно-климатические условия Нагорного Карабаха просто идеальны для выращивания наркосодержащих растений. А поскольку в Армении об этом знают, но молчат, то, следовательно, заключает начальник управления, в Армении делают бизнес на этом. Об этом сообщает азербайджанская «525-я газета».

Тем не менее, проблема процветающего наркобизнеса вовсе не является первоочередной в деле урегулирования Карабахского конфликта. Первоочередным сейчас является то, что многолетние бесплодные переговоры между Арменией и Азербайджаном, сопровождаемые таинственным молчанием и неопределенностью, надоели сторонам-посредникам. И в этом смысле следует отдать должное новоназначенному американскому сопредседателю Минской группы Метью Брайзе, который раскрыл (разумеется, не по собственной инициативе) некоторые детали обсуждаемого документа и таким образом дал возможность вовлечь в обсуждения и политические силы двух стран.

«В сказанном Брайзой нет ничего нового!» – в один голос заявляют деятели, стоящие у истоков переговоров. Но почему тогда нарушил молчание Брайза? Может быть, причины следует поискать и в недавних утверждениях, высказанных в стамбульском отеле «Конрад» американским миллиардером Соросом, который заявил, что коррупция в Армении обрела больший размах, чем в Грузии, и пригрозил помочь в ее преодолении: «Мы желали бы помочь Армении, однако для этого необходимо желание правительства». Коррупция в Армении всегда находилась «на высоте», так что свои соображения Сорос мог высказать гораздо раньше. Тогда почему же таким странным образом хронологически совпали выступления Брайзы и Сороса? Заметим, кстати, что Сорос, как это отметил в «525-2 газете» экс-президент Азербайджана Айаз Мутталибов, в упор не видит процветающей в Азербайджане коррупции, как и ее «витринной демократии».

По мнению политического обозревателя агентства «Нойан Тапан» («Ноев ковчег») Давида Петросяна, заявление Брайзы означает, что документ с предложениями Минской группы ОБСЕ более не интересует США. Заявление же Брайзы направлено на то, чтобы возбудить в Армении некие политические процессы. «Я считаю, сегодняшнее руководство Азербайджана, при всех его недостатках, устраивает США, чего не скажешь о властях Армении, – уточняет свою мысль Д. Петросян. – Очень возможно, что завтра-послезавтра кого-то вызовут в Вашингтон (а не в Москву или Париж) и скажут: ты будешь следующим президентом РА. Я не исключаю, что смена власти является одним из самых возможных, а вернее – невозможных сценариев. К власти придет сила, которая по вопросу Карабаха займет более жесткую позицию, поскольку будет легитимной. По крайней мере, легитимней Кочаряна».

Если рассмотреть суть пакета предложений и учесть сделанное Р. Кочаряном в Москве заявление, что соглашение в Бухаресте не состоялось по вине Алиева, можно только удивляться тому, что Азербайджан не захотел идти на урегулирование конфликта в соответствии с его условиями. «На это есть множество причин, – сказал наш собеседник. – Одна из них состоит в том, что будет ли референдум проведен через год или через десять лет, исход его ясен – Карабах останется армянам. То есть, ни один азербайджанский руководитель не подпишет документа, по которому Карабах все равно останется армянским. Азербайджанцы уверены: направив свои нефтяные ресурсы на укрепление армии, они могут вернуть Карабах. Но и в Азербайджане имеются умные люди, которые понимают, что этот план трудноосуществим, поскольку через 12-15 лет нефть в Азербайджане кончится». Кроме того, считает Д. Петросян, много нефти не означает иметь сильную и боеспособную армию. Политический обозреватель уверен, что если азербайджанцы вооружатся и баланс в регионе нарушится, то в мире найдутся силы, которые даже бесплатно снабдят армян оружием – лишь бы баланс сохранился.

Поскольку Д. Петросян занимается проблемой непризнанных государств, нам было интересно узнать, каким, по его прогнозам, окажется конец Карабахского конфликта. «Я вижу Карабах как независимое суверенное государство, члена ООН, хотя и затрудняюсь указать его границы – это действительно определится на переговорах, – говорит он.- А с Арменией Карабах, пожалуй, будет в финансовом и военном союзе. То есть, как сейчас: финансовая система едина, а политические системы, по-моему, должны быть раздельны. В конце концов, почему может быть шесть тюркоязычных государств и не может быть двух армянских?»

Как свидетельствует агентство «Тренд», на церемонии очередного выпуска высших военных училищ Азербайджана президент этой страны Ильхам Алиев патетически воззвал: «До каких пор мы будем вести переговоры? До каких пор ждать? Наше терпение не безгранично! Азербайджан сегодня – быстро развивающееся государство. Армения ни в какой сфере не может соперничать с нами. Половина населения Армении покинула свою страну. По всей длине передовой линии армяне ощущают крайнюю нехватку живой силы. Пусть Армения подумает, где будет Азербайджан и где Армения через год, два, через пять лет!»

«Нет, войну я не считаю вероятной, – комментируя это заявление, сказал Давид Петросян. – И первейшей гарантией этого является нефтепровод Баку-Джейхан. Как оказалось, он сыграл против азербайджанцев. Азербайджанцам никто не позволит начать войну. Если даже чисто теоретически предположить, что такая война может начаться, то у азербайджанской армии не хватит сил прорвать нашу оборону».