Сотрудничество с ПСЗ не исключается

01/07/2006 Арман ГАЛОЯН

В оппозиционном поле грядут определенные перетасовки. Как мы и предполагали, США собираются оказать давление на армянские власти, чтобы по возможности предотвратить воспроизводство нынешней власти после выборов 2007-2008 гг.

С этой целью Запад уже сейчас пытается пойти и подготовить альтернативного нынешним властям кандидата. Пока что, кажется, в наибольшей степени подходит им Артур Багдасарян. При этом Запад желает, чтобы к нему примкнули Степан Демирчян и Арам З. Саркисян – тогда оппозиционное объединение будет достаточно мощным.

Трудно сказать, насколько велики шансы этого проекта на успех. Своей нерешительностью Артур Багдасарян не слишком отличается от Степана Демирчяна, а значит, не исключено, что и он с середины борьбы вдруг «сойдет с дистанции». А. Багдасарян интересует американцев и в другом аспекте: диктовать что-либо этому молодому политическому деятелю можно будет без особых проблем: он не владеет карабахской тематикой, не осознает значения Карабаха, значит, силам, которые возвели его на президентское кресло, управлять им будет гораздо проще.

И в ДПА, и в «Республике» уверяют, что переговоров с ПСЗ не ведут.

Лидер «Республики» Арам Саркисян утверждает, что после отставки А. Багдасаряна с поста спикера НС с ним не встречался. «Но это никак не мешает тому, чтобы узнать точки зрения друг друга, и не исключено, что в какой-то момент, в соответствующей ситуации, мы выступили с единой позицией», – добавляет г-н Саркисян. Он уверяет также, что в ближайшее время они готовы сотрудничать только с теми партиями, которые имеют идеологическую близость с ними, то есть, с партиями право-либеральной ориентации. Кстати, А. Саркисян таковой считает и ПСЗ.

Что же касается Демократической партии, то, по словам секретаря ее правления Степана Минасяна, его партия готова идти на любые выборы и в одиночку. В то же время он не исключает контактов и с ПСЗ. «Я не исключаю никаких действий или процессов сотрудничества, – уверяет С. Минасян. – Если найдутся и другие политические силы, действия и цели которых будут созвучны нашим, то мы можем сотрудничать и с ними». Более того, напомнил он, ДПА в лице блока «Справедливость» выступала в парламенте с совместной с ПСЗ позицией, так что определенный опыт сотрудничества у них уже есть. «Но хотя мы и сотрудничаем в парламенте, это не значит, что мы обязаны идти на выборы в одном формате с ПСЗ, – добавляет секретарь правления ДПА. – Сегодня вообще нет и речи о каком-либо формате». По словам С. Минасяна, они в эти дни занимаются только организационными партийными делами. «Мы считаем, что руководитель армянского народа не должен избираться какой-либо внешней силой. Руководителя армянского народа должен избирать сам армянский народ – в этом направлении мы и ведем свою работу», – уверяет г-н Минасян.

Заметим, кстати, что после выборов 2003 года Степан Демирчян ощущает себя «национальным лидером оппозиции» и болезненно воспринимает тот факт, что в один прекрасный день перестанет быть единым лидером оппозиции. Поэтому мы поинтересовались у г-на Минасяна, смирятся ли они с той «жестокой действительностью», что армянский народ больше не захочет видеть в роли кандидата на пост главы государства Степана Демирчяна? «Лидеры избираются не в кабинетах, не выбираются голосованием каких-то комитетов. Вопрос общенародности или национальной избранности того или иного лидера определяет народ. Избранный иным путем лидер становится злом. Если армянский народ выбрал кого-то своим лидером, то мы примиримся с выбором народа», – ответил С. Минасян, признав таким образом, что смирятся с новой ситуацией. Однако чуть спустя он все же добавил, что народ пока не изменил своего решения и по-прежнему признает Степана Демирчяна своим лидером.

Руководитель «Республики» Арам Саркисян также утверждает, что не имеет каких-либо амбиций – при необходимости он может быть и лидером оппозиции, и рядовым бойцом. Однако, по мнению А. Саркисяна, все это определяется на основе идейного объединения оппозиции. «Когда придет время, мы не будем ждать предложений, а пойдем сами, предпримем попытки к объединению. Если надо, мы будем первыми, а если окажется необходимым, то станем последними!» – заявил он.

По этому вопросу мы поинтересовались по телефону мнением секретаря парламентской фракции ПСЗ Эгинэ Бишарян. Однако на все наши вопросы г-жа Бишарян отвечала только двумя фразами: «Все возможно. Я ничего не исключаю». Так что в сегодняшней нашей внутриполитической жизни действительно ничего исключить нельзя. Тем более – с таким непредсказуемым политическим деятелем, как Артур Багдасарян.