«Позиция Карабаха не изменилась и не изменится. Кто бы и какие бы секреты ни раскрывал, это не имеет значения для нашей позиции, поскольку у нас четкая позиция», – заявил президент НКР Аркадий Гукасян после состоявшегося 28-го июня в Мартакерте торжественного заседания, посвященного 13-1 годовщине освобождения этого города.
Насколько вероятно участие НКР в качестве стороны переговоров после того, как американский сопредседатель раскрыл деталей предлагаемого урегулирования карабахского конфликта? На этот вопрос «168 часов» президент НКР ответил: «Я считаю, что в эти дни, да и ближайшее время это нереально, поскольку все мы видим позицию и деструктивные подходы Азербайджана. Не считаю, что это может быть реальным и что Азербайджан будет готов к переговорам с Карабахом. Возникло ошибочное представление, будто это нужно Карабаху. Это нужно процессу. Не думаю, что участие в переговорах – самоцель для нас. Конечно, это было бы желательно, но не для нас, а для процесса. Это очень важное обстоятельство».
Мировые сверхдержавы не скрывают своего интереса к азербайджанской нефти. Азербайджанская же сторона даже заявляет, что прибыли от нефти пойдут на укрепление армии и возобновление военных действий в случае необходимости. На вопрос «Какое значение может сыграть фактор азербайджанской нефти на регулирование конфликта?» – А. Гукасян ответил: «Я не считаю, что победы определяются богатством или бедностью страны. Если помните, в 1991-1992 годах у нас было несравнимо меньше ресурсов, чем у Азербайджана, но исход войны оказался четким и однозначным. Не думаю, что надежды Азербайджана укрепить армию за деньги от нефти, и не считаю, что это решение вопроса или какой-то решающий фактор. Я предполагаю, что народ Азербайджана не хочет войны – как не хотим и мы. Да и вообще нет такого народа, который хотел бы решать вопросы путем войны. А такого рода заявления руководства Азербайджана просто смешны, потому что эти заявления делают люди, которые в 1992-1994-м годах не только не только не защитили свою родину, но и спрятали от войны своих детей. Было бы неплохо, чтобы азербайджанский народ спросил этих своих руководителей, делающих такие заявления, начиная от президента и кончая остальными: а где вы были в 1992-1994-м годах? Я думаю, что нам нечего бояться – наша армия в состоянии защитить свою родину, свои границы. А подобного рода заявления азербайджанцев должны быть осуждены мировым сообществом, чего, к сожалению, не делается, и это непонятно для нас. Но я надеюсь, что это все же произойдет».