В сущности, можно ответить, что правильно оценить так или иначе невозможно, чрезвычайно много теневого фактора. Кроме того, хотя проект декларирования имущества и доходов физических лиц уже прошел вторым чтением, однако даже после его принятия трудно будет составить представление о реальном имуществе людей. Многие моугт не согласиться, отметив, что в России в этом смысле ситуация почти та же, однако тот же “Форбс” публикует список русских миллионеров.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как “Форбс” считает имущество людей. В первую очередь специалисты выясняют, владельцем акций каких компаний является данное лицо. Потом смотрят сколько стоят эти акции на фондовой бирже, и на основе этого проводят подсчеты. Рыночная цена акций на фондовой бирже определяется рядом факторов, в первую очередь – прибыльностью. То есть, собственный, реальный капитал может в несколько раз отличаться от биржевой цены. Есть и другие факторы, к примеру, месяц назад была распространена информация о том, что цены на нефтептодукты падают, вследствие чего общая ценность акций “Газпрома” понизилась на 20 млрд. долларов. Из-за колебания цен акций люди могут в один день стать миллионерами и из миллионера стать простым смертным. А последнее никому не выгодно. Высокая цена акций и статус миллионера создают больше возможностей для расширения бизнеса и международного признания. А для обеспечения высокой цены собственных акций, необходимо обеспечить прибыльность, или показать, что бизнес работает с прибылью.
Вышеуказанное связано с нами, вернее не связано с нами настолько, что в Армении нет реально действующего акционерного рынка, следовательно, нет необходимости обеспечивать высокую предпринимательскую репутацию. Местные олигархи являются мелкими игроками по сравнению с русскими компаниями, и акции их компаний вряд ли найдут место в индексах “Доу Джонса” и “Насдака”. Для наших гораздо важнее платить по возможности меньше налогов, пусть даже за счет репутации бизнеса. В нормальных странах акционеры нанимают высококлассных менеджеров для руководства своих компаний, и если те не обеспечивают прибыльность, их просто увольняют. У нас акциоенры в большинстве случаев сами руководят компаниями и вместо дивидентов ограничиваются тем, что “пишут” собственные расходы на расходную часть финансового баланса компании. В этом смысле неудивительно, что многие крупные предприятия закрывают год с налоговым убытком. По всей вероятности, Государственна налоговая служба, для того, чтобы “пристыдить” эти компании, опубликовала список предприятий, декларировавших 1 млн. и больше драмов налогового убытка в 2005 отчетном году. А таковых 470. Первое место занимает компания “Джрмуг-Коюги” с убытком в сумме более 17 млн. драмов. На втором месте с 15,5 драмами “Русал-Арменал”.
В списке работающих с убытком компаний оказались “Армавиа”, “Прометей Химпром”, “Сигарон” и многие другие известные компании. Из телекомпаний со значительными убытками работали “Ар” (341.47 млн. драм) и АЛМ (144.86 млн).
В списке, опубликованном в газете “Айастани Анрапетуцюн” представлены также 50 компаний, заплативших 1 млн. или больше подоходного налога. Возможно, читатели удивились, увидев, скажем, “АрмРосгазпром” в обеих списках. Компания завершила год с налоговым убытком в размере 4 млрд. 300 млн. драмов, однако заплатило в госбюджет 96 млн. подоходного налога. Это объясняется тем, что независимо от наличия прибыли или ее размера, компании по части подоходного платить сумму в размере 1% годового оборота. В аналогичном положении находится Армянский банк развития. Компания закрыла год с убытком 1.1 млрд. драмов, однако заплатило 2 млн. подоходного налога.
Относительно банков отметим, что банковская система является, пожалуй, единственной сферой, где выявление прибыльности – довольно важный фактор. На первом месте для банка – репутация и доверие клиента. Кто доверит сумму банку, который работает с убытком. В числе компаний, декларировавших убыток, много банков, однако это – обанкротившиеся и ликвидированные банки (“Кредит Ереван Банк”, “Ленд Банк”, “Армагробанк” и.т.д.). Из действующих банков убыток декларировал только банк “Каскад” – 34.86 млн. драмов. А среди банков самый большой подоходный налог за прошлый год заплатил “Ардшининвестбанк” ю 720 млн. драмов. “Конверсбанк” заплатил в бюджет 688.9 млн драмов, “Армсбербанк” – 419, “Армэкономбанк” – 347 млн. драмов.
Список компаний, заплативших 50 млн. драм и больше с 13.89 млрд драмов возглавляет Зангезурский медно-молибденовый комбинат. На втором месте “АрменТел” – 4.9 млрд. В отчетном 2005 г. болшье 50 млн. подоходного налога заплатили всего 62 компании, что является не лучшим показателем. Отметим, что в первую десятку крупных налогоплательщиков входят в основном производящие компании. Надеемся, что для 2006 г. этот список будет длиннее, однако сегодняшние темпы дефляции драма не оставляют места для подобного оптимизма, особенно по части внутреннего производства.