Кому бы подарить свои сбережения?

27/06/2006 Бабкен ТУНЯН

Пока разговоры по поводу курса доллара становятся все напряженней, доллар медленно, но неуклонно «теряет в весе» по принципу – «шаг вперед, два назад».

Пригвоздив в НС председателя Центробанка Тиграна Саркисяна к «позорному столбу», «плавающий» доллар на мгновенье перестал погружаться, вытянул шею, убедился, что Т. Саркисян умудряется более чем изворачиваться, и спокойно продолжил свое подводное путешествие в таинственные глубины финансового океана.

А руководитель Центробанка не только успешно отбивал все нападки, но и успевал по ходу заниматься рекламой: экономика-то выросла!.. И выступал с призывом-напоминанием: «Если бы вы нас послушались и хранили сбережения в драмах, то за последние два-три года выиграли бы 30%!»

А теперь попытаемся разобраться. Вопрос: кто именно делает накопления и с какой целью? Ответ: тот, чьи доходы превышают расходы, причем достаточно значительно. Следовательно, это сравнительно обеспеченный слой населения. Средняя заработная плата в Армении составляет около 52 тыс. драмов. Этого недостаточно даже для простого прозябания – нужен еще какой-нибудь побочный доход. А побочные доходы люди предпочитают получать не в драмах. Следовательно, и сбережения свои они предпочитают держать в долларах или евро.

Если исключить вариант дачи денег в рост как цели накопления (это скорее можно считать неделовой инвестицией), то остаются следующие цели: на «черный день», на приобретение какой-либо дорогой вещи, на путешествие. Для всего этого нет нужды переводить доллар в драмы.

Будем проще и яснее. Предположим, что у некоего олигарха имеется 10 млн долларов накоплений или текущий счет в банке на эту сумму для личных нужд. Теперь подумайте: на что он может истратить эти деньги? На новый «Хаммер», на вилу у берегов теплых морей, на 10-дневный отдых на Гавайских островах, на последние новинки оргбыттехники. В каком из этих случаев ему пригодится «крепкий» драм? Будет ли он нести мешок драмов за новый «Хаммер», расплачиваться 5-и или 10-тысячной драмовой купюрой за коктейль где-нибудь на Лазурном берегу или катить тележку с пачками армянских драмов по лас-вегасскому казино? Наш драм за рубежом может заинтересовать только нумизматов, да и то не всех. Можно, конечно, сколько угодно объяснять, что есть такая страна Армения, в которой деньга под названием драм как угодно «делает» доллар, однако это никого не воодушевит, если только он не сотрудник Международного валютного фонда.

Если же говорить всерьез, то серьезные накопления делают только серьезные богачи, которые все свое богатство формируют в долларах, предпочитая хранить их в странах, где об Армении и слыхом не слыхивали.

Впрочем, почему не слыхивали – слышали, наверное, об армянском абрикосе. Спросите, причем тут абрикос? Впрочем, этот вопрос лучше адресовать депутату и экономисту Григору Гонджеяну. Три дня назад, отвечая в телеэфире «Шанта» на вопрос, почему работник «чейнджа» утром покупает доллар за 430 драмов, а ближе к вечеру считает, что тот должен стоить 420, он ответил: но ведь и на рынке абрикосы утром стоят дороже, чем к вечеру!

Итак, на уровне депутата-экономиста абрикос приравнивается доллару, выполняющему функцию мировой валюты. Хотя, понятно, тем самым г-н Гонджеян просто хотел образно выразить ту мысль, что цена доллара определяется столь же рыночно и свободно, как и, скажем, абрикоса.

Тем не менее, примечательно, что за пределами Армении абрикос знают гораздо лучше, чем «крепкий» драм. А значит, может, будет лучше, если Центробанк заберет в свои руки монополию по выращиванию этого фрукта и установит контроль над точкам его продажи? Что, слишком смелая мысль? Ну и что? Зато, надкусывая абрикос, будем с чистой совестью считать, что Центробанк делает хоть что-то нужное. К штатной должности уборщицы добавится и должность сборщика, да и для депутатов, желающих сменить поприще, откроются дополнительные перспективы. Остается решить лишь, как вставить в абрикос «спираль», но и это пустяковая проблема – всего лишь дело техники.