В эти дни, когда в Степанакерте находятся представители Международной рабочей группы по поиску военнопленных, без вести пропавших и заложников, азербайджанская сторона вновь начала выступать с какими-то заявлениями и предложениями. Впрочем, на этот раз они не связанны с данным конкретным событием.
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил о готовности предоставить Карабаху такой же статус, каким обладает в России Татарстан. А все участники проходящего в Баку 33-го заседания глав МИД стран Организации исламской конференции выразили поддержку позиции Азербайджана по карабахскому конфликту. Генеральный секретарь ОИК даже «потребовал от Армении вернуть оккупированные территории»
Можно ли это воспринять как консолидацию исламского мира против Карабаха? Как к этому относятся в самом НКР? С этими вопросами мы обратились депутатам НС НКР и представителям различных политических сил. Комментируя прозвучавшее на заседании ОИК вышеуказанное требование, арцахский представитель АРФД Артур Мосиян сказал: «Азербайджан и раньше, и сейчас многократно пытался представить проблему как религиозный конфликт, чтобы вопрос этот стал рассматриваться в различных международных инстанциях, в данном случае в этой структуре, также и с этой стороны. И в этом смысле, конечно, будут страны, которые могут подпевать Азербайджану, однако я не думаю, что исламский мир станет рассматривать так, как это представляет Азербайджан. Следует отметить, что одна из самых больших армянских диаспор находится именно в арабских странах, но между арабами и жителями этих стран никогда не возникало религиозных проблем. И в этом смысле происходящее представляет собой лишь определенные шаги азербайджанского руководства, которое стремится перевести проблему из правового поля, из плоскости принципа самоопределения в другие плоскости, в том числе и религиозную».
А председатель постоянной комиссии НС НКР по вопросам обороны, безопасности и охраны законности Рудик Мартиросян находит, что бакинское заявление не отражает отношения исламского мира к Карабаху. «Есть исламские государства, которые очень дружественно настроены к Азербайджану и имеют общие с ним интересы. И представители этих стран могут делать подобные заявления, но не от имени своей страны. Во всяком случае, я думаю, что это частное мнение, не имеющее существенного значения. Его можно воспринять как политическую заносчивость отдельных личностей», – сказал Р. Мартиросян.
«Мы не придаем важности заявлению генерального секретаря ОИК, во-первых, поскольку заседание происходило в Баку и на нем рассматривался конфликт Азербайджана и Карабаха и его последствия. Во-вторых, мнение генерального секретаря не отражает общего мнения членов организации, в чем мы не раз убеждались», – заявил и председатель постоянной комиссии НС НКР по внешним отношениям Гагик Петросян. Он заметил при этом, что территории «оккупировала» не Армения, а Нагорный Карабах, а это означает, что заявление должно было быть обращено в первую очередь к Карабаху. Кроме того, напомнил он, в решениях ООН Республика Армения не упоминается – в них говорится только об армянских воинских формированиях, которые на данный момент подчиняются Нагорному Карабаху и на основе которых была создана регулярная армия НКР. А это означает, что решение по данному вопросу должен принимать сам Нагорный Карабах.