В армянской банковской системе замечается явление, интересующее общество, особенно вкладчиков. Во всех банках вклады в армянских драмах оцениваются больше, чем валютные депозиты.
Процентные ставки драмовых вкладов до 1% выше валюты. Если бы это было одним из требований ЦБ или законодательства, было бы понятно, но почему банки заинтересованы в вовлечении армянского драма.
По мнению специалистов, это непосредственное требование ЦБ. Речь идет о нормативах руководства валютой. ЦБ требует от банков держать соотношение валютных депозитов и кредитов в определенных границах. То есть, банк не может вовлечь в большинстве долларовые средства, взамен выдавая кредиты в драмах. А спрос экономики Армении имеет обратное направление. Сегодня кредиторы предпочитают драм, так как для того, чтобы начать дело, купить товар или квартиру им необходим непосредственно драм. А вкладчики в основном передают в банк валюту. Поэтому банки нуждаются в драмах, чтобы сохранять баланс своих активов и обязательств, потому они предслагают высокие процентные ставки за средства, которые вкладываются в драмах. Помимо этого, банки хорошо осознают возможные последствия так называемого «валютного риска» на их деятельность. Сегодня никто не гарантирует, что будет завтра с долларом или какой-нибудь другой валютой. Банки пытаются этого избежать.
Другой вопрос – проценты, выдаваемые за баковские вклады. С июня 2005 г. вошел в силу закон РА о «Валютном урегулировании и валютном контроле». Закон имеет целью сократить уровень долларизации экономики Армении. Кроме того, что закон предусматривает осуществление реализации товаров между резидентами, обслуживания, выполнения работ, использования имущества за плату за драм, по закону «проценты, выплачиваемые за финансовые операции» тоже выдаются в армянских драмах. Получается, что можно взять кредит в долларах, но проценты нужно «закрывать» только в драмах. А валютный риск? Он существует для банков и вкладчиков. Сегодня, когда курс драма продолжает повышаться, страдает клиент. Представьте следующую ситуацию. Месяц назад вкладчик вложил в банк 100.000 долларов. В этот день 1 доллар стоил 450 драмов. Сегодня он должен получить, к примеру, проценты в размере 100 доларов в драмовом эквиваленте, однако не 45.000, а 43.000 драмов (по сегодняшнему курсу). Клиент недоволен этим. Но закон остается законом. Кстати сегодня банки остаются одним из тех исключительных структур, которые не нарушают данный закон. Они платят проценты исключительно в драмах, что нельзя сказать о некоторых экономических субъектах, занимающихся торговлей долларами.
Можно ли сказать, что вышеуказанный закон защищает интересы банков, позволяя им получать дополнительные доходы за счет этой «тонкости». По мнению специалистов – нет. В законе отмечается понятие «проценты, выплачиваемые за финансовые операции», что включает и проценты кредитов. Они тоже выплачиваются исключительно в драмах, независимо от того, кредит в драмах или в валюте. В этом случае от дефляции драма страдает банк, теряя прибыль, полученную от процентов вкладов.
И в конце концов, отметим одно важное обстоятельство, курс доллара не может продолжительно падать. В Армении нелегко «победить» доллар. Придет день, когда финансовый поток из заграницы закроется, разбогатевшие за счет драма бизнесмены начнут ставить бизнес заграницей и делать ставки в известных казино. Спрос на доллар вырастет и курс поднимется.