Как оказывается, почти что бывший спикер парламента и объявивший себя оппозиционером Артур Багдасарян в числе прочих бизнесов имеет «деловой интерес» и в образовательной сфере.
Ему реально принадлежат Европейская региональная образовательная академия и Французский университет. Оба этих вуза были созданы в 2000 г. и с тех пор успели по качеству предлагаемого образования завоевать довольно хорошую репутацию среди остальных новосозданных вузов. Но речь на сей раз пойдет не о качестве образования, а о самих тех зданиях, где и проходит эта образовательная деятельность.
Французский университет и Европейская региональная образовательная академия занимают сегодня четыре корпуса Зейтунского студгородка и территории, примыкающие к зданиям бывшего кинотеатра «Зейтун» и студенческой библиотеки. Когда действовал лишь Французский университет, он располагался в строении близ спортзала имени Вазгена Саркисяна (бывшее «Динамо»). Однако помещение это оказалось маловато для желающего развернуться вуза, тем более, что г-н Багдасарян намеревался открыть еще один -Европейскую региональную академию. А поскольку большие здания в центре Еревана были уже приватизированы, для этих вузов были приобретены студенческие общежития Зейтуна. Кстати, они находятся в очень неплохом районе столицы, имеют большие дворовые и парковые территории, а кроме того, что весьма немаловажно с точки зрения психологической привлекательности, здесь всегда царила студенческая атмосфера, а значит, и абитуриентов из центра нетрудно будет завлечь в Зейтун. Организаторы образования быстро осознали это обстоятельство, и через несколько лет начался процесс в буквальном смысле выдворения из общежитий проживающих здесь студентов из районов и из-за рубежа. Каждое из общежитий имело около 150 комнат, в каждом из которых жили 2-3 человека. Для студентов из областей они были привлекательны из-за низкой платы, а кроме того, и предпочтительны своей чисто молодежной атмосферой. Этот студенческий район имел и свою очень богатую библиотеку, которая ныне неизвестно куда подевалась. Словом, атмосфера здесь была уже традиционно налаженной.
Когда оба упомянутых вуза переехали в Зейтун, обитатели общежитий встретили их вовсе не с распростертыми объятиями – многие, наверное, помнят акции протеста, впрочем, бесполезные. Министр образования и науки Серго Ерицян встречался со студентами и уверял, что каким-то образом проблемы будут решены, хотя так и не осмелился сказать: надеяться нечего, я ничего делать не буду, собирайтесь и выметайтесь, ибо владельцем этих вузов является председатель моей партии. И два этих вуза со временем по частям завладели всеми студенческими площадями.
Когда Артур Багдасарян всего месяц назад очень резко раскритиковал программу приватизации 2001-2003 годов, у нас возникла мысль выяяснить, за сколько он сам приобрел такую огромную площадь. И мы обратились к министру образования Серго Ерицяну. С ответом он задержался на довольно приличное время, и «раскололся» лишь тогда, когда всем стало ясно, что председатель НС подал в отставку (осталось решить лишь технические вопросы) и что в результате этого сам Ерицян лишается министерского кресла. Как бы там ни было, сведения он сообщил довольно любопытные.
Оказывается, Французский университет и Европейская региональная образовательная академия имеют статус фондов, и Артур Багдасарян – председатель советов попечителей обоих этих фондов. А четыре корпуса студгородка и примыкающие территории бесплатно переданы этим фондам в качестве «имущественного вклада со стороны государства». Общая площадь этих четырех корпусов составляет 14 357 кв. м, а примыкающих к ним земельных участков – 24 958 кв. м. Г-н Ерицян нас проинформировал также о том, что «фонды являются организациями, не преследующими цели получения прибыли, и после прекращения их деятельности их имущество и занимаемые участки перейдут к государству в качестве собственности РА».
По нашим данным, в обоих вузах насчитывается около 1500 студентов. Плата за обучение здесь довольно высока: 400 000 драмов в год во Французском университете и 390 000 драмов – в Европейской академии. Ректор этой последней С. Бичарян сообщил, что около 20% их студентов учатся бесплатно, а кроме того, существует система скидок. По самым скромным подсчетам и с учетом даже этих скидок оба этих вуза получили в этом году около 1 млн долларов в виде платы за обучение и, видимо, не менее этого соберут и в будущем году. В предыдущие годы, понятно, сумма была несколько меньшей. Но, помимо всего прочего, финансовую поддержку Французского университета оказывает и правительство Франции. На ремонт четырех зданий потрачено, наверное, 1,5-1,8 млн долларов: по мнению специалистов, на такого рода ремонт тратится около 100-120 долларов на квадратный метр. Примерно такая же сумма потрачена и на приобретение учебного оборудования, сколько-то, хотя и меньше указанной цифры, идет на зарплаты преподавателям и персоналу. Но как ни раскидывай полученные за обучение деньги, прибылью здесь все же попахивает. Хотя бы по той причине, что частные вузы, созданные после обретения независимости и имеющие статус ООО, сумели-таки обеспечить себе прибыль. Собранных денег хватало на приобретение или строительство новых зданий, да и на определенный доход. Как же тогда получается, что фонды еле-еле сводят концы с концами? Ведь образование, между прочим, считается весьма стабильным и прибыльным бизнесом! Видимо, все дело в том, что вузы со статусом ООО преследуют цель получения прибыли открыто, а фонды укрывают его под своим статусом.
С. Ерицян не уточнил в своей справке, когда были переданы фондам здания общежитий – в последние ли годы, когда А. Багдасарян был еще главой парламента, а сам он – министром образования, или еще до того, когда они еще только стремились к власти и пользовались содействием властей? В нашей армянской действительности имеется правило «игры»: имущество удаленных от власти перераспределяется. Артур Багдасарян провозгласил себя оппозиционером. И власти, наверное, сейчас задумаются о том, чтобы каким-либо образом забрать обратно «вклад государства». Хотя бы чтобы передать тем же дашнакам, тем более что последние явно «положили глаз» на имущество ПСЗ, да и министром образования теперь дашнак Левон Мкртчян. Вузы такого оборота дел не опасаются, а вот мы – другое дело. Ибо законы игры в нашей действительности поистине волчьи. Но вполне может случиться, что бизнеса Артура Багдасаряна вообще не коснутся. Есть ведь и такое мнение, что он просто играет «блудного сына». Поживем – увидим.