У Суренянца серьезные сомнения

26/05/2006 Рафаел ТЕЙМУРАЗЯН

На пресс-конференции, последовавшей сразу за своей отставкой, лидер партии «Страна законности» Артура Багдасаряна очень удивил вопрос одного из журналистов: на каком поле будет теперь разворачивать свою деятельность ПСЗ? «Мы становимся оппозицией, разве это не ясно?» – ответил он.

Это заявление получило разноречивые оценки оппозиционного лагеря. Главным был вопрос: должен ли покаяться Артур Багдасарян? На этот вопрос член политсовета партии «Республика» Сурен Суренянц ответил так: «Покаяться, попросить прощения… Такие категории в политике значения не имеют». По мнению г-на Суренянца, каждый по-своему понимает смысл этих слов и по-своему их комментирует. Тем не менее, считает он, прежде чем заявить о своей оппозиционности А. Багдасарян однозначно должен «дать оценку содержания режима Роберта Кочаряна», а кроме того, дать четкие ответы на некоторые глобальные вопросы внешней и внутренней политики.

А каковы шансы А. Багдасаряна стать вождем оппозиции, и как относится к этим претензиям лидера ПСЗ партия «Республика»? «Вождем оппозиции становятся в результате нормального политического процесса, – замечает С. Суренянц. – Для этого нужны в первую очередь действительно оппозиционные взгляды, политическая команда, готовая действовать в оппозиционном поле, а также определенный опыт публичной политической деятельности». На данный момент я не могу сказать, оппозиция Артур Багдасарян или нет». Он добавил также, что высказанные пока А. Багдасаряном взгляды не позволяют утверждать, что он является оппозиционным политическим деятелем или что ПСЗ – оппозиционная партия. «Два высказывания Артура Багдасаряна – о том, что за прошедшие три года в стране отмечался прогресс, и что по вопросу нагорного Карабаха у него нет разногласий с Робертом Кочаряном, не позволяют мне считать, что А. Багдасарян на данный момент является оппозицией», – разъяснил представитель «Республики». Он сообщил также, что в повестке дня их партии нет пункта о блоке с какой-либо партией, однако сотрудничество с другими силами, а по отдельным вопросам даже с А. Багдасаряном вполне возможно, однако никакое сотрудничество не является для них самоцелью. «В политическом смысле я сейчас не готов сотрудничать с ПСЗ или Артуром Багдасаряном, – подчеркивает г-н Суренянц. – Я должен быть четко уверен, что по своим политическим ориентирам и организационной структурой эта партия воплощает альтернативу действующим властям и действует в оппозиционном поле. По оценке нашего собеседника, оппозиционное поле открыто, они же свободны в поиске политических партнеров, которых, по его словам, определяют по сходным взглядам и общности позиций.

 Напомним: «Республика» – сторонница тесного сотрудничества с НАТО и Евросоюзом. В последнее время о необходимости более тесных отношений с НАТО и ЕС много говорил также Артур Багдасарян. Достаточно ли этой «общности» для партнерства? Если политический деятель говорит об интеграции в НАТО или европейскую семью, считает С. Суренянц, он, в первую очередь, должен сделать критерии этих организаций стержнем своих внутренних реформ. «Это значит, что говорить о НАТО и Евросоюзе, не отвечая на вопрос, посему в Армении были сфальсифицированы выборы 2003-го и референдум 2005-го, – весьма поверхностный подход, – убежден г-н Суренянц. – Артур Багдасарян стремится доказать, что является носителем этих критериев. Но никто не может стать носителем прозападных или западных ценностей на основе лишь декларативных заявлений».

Он считает крайне важным, чтобы А. Багдасарян дал четкие ответы на ряд принципиальных вопросов, в том числе относительно процесса переговоров по урегулированию карабахского конфликта. Последний вопрос, по мнению члена политсовета «Республики», играет роль лакмусовой бумажки. «Именно позиция по вопросу Нагорного Карабаха в сильнейшей степени определяет, являешься ли ты носителем западных ценностей, или нет, – говорит он и подчеркивает: – Если он говорит, что по этому вопросу у него нет разногласий с Робертом Кочаряном, который по вопросу НКР ведет противопоставляющуюся мировому контексту политику, то ту у меня возникают сомнения». По его мнению, отказ от должностей и статуса правящей партии – это шаг, свидетельствующий о разграничении от властей. Однако стабильное место в оппозиционном поле определяются не только общественным ресурсом – для этого очень важно иметь также альтернативные подходы, оппозиционные взгляды и организационную структуру, которая готова «взять на себя оппозиционную роль в такой авторитарной стране, как Армения».