Сразу после своего прошения об отставке с поста председателя НС РА Артур Багдасарян, все еще являвшийся председателем парламента, заявил, что его партия переходит в оппозиционное поле. Как же отнеслись другие оппозиционные партии к этому заявлению А. Багдасаряна и готовы ли сотрудничать с новым партнером, объявившим себя оппозиционером? Мнения по этому вопросу среди деятелей оппозиционного поля, кажется, разделяются. Некоторые отмечают, что в оппозиционном уже нет свободных мест, поэтому А. Багдасарян не может числиться в оппозиции, другие же считают, что А. Багдасарян должен прежде всего «покаяться за все те прегрешения, которые совершил, будучи во власти», в частности, связанные с событиями 12-го апреля 2003-го года, и только потом его можно будет принять в рядя оппозиции, третьи же уже сейчас выражают готовность сотрудничать с ПСЗ – если эта партия докажет своим поведением, что действительно ушла в оппозицию.
Так, например, председатель Либерально-демократической партии Армении Ованес Ованнисян считает, что оппозиция не «закрытая комната», дверь в которую надо отпирать для кого-то. «Оппозиция – довольно широкое понятие. Если какая-нибудь политическая партия заявляет, что становится оппозицией, то она самим образом действий, своей принципиальной позицией должна доказать общественности, что ее слова – действительно не пустой звук и что она действует в оппозиционном поле», – сказал в беседе с нами Ов. Ованнисян, добавив, что время и ход событий покажут, действительно ли ПСЗ готова быть оппозицией и разделить все те проблемы, которые имеются на сегодня. И то, что председатель НС объявил, что его партия выходит из правительственной коалиции, и подал в отставку с поста спикера парламента, является, по мнению лидера ЛДПА, одним из самых важных политических шагов за все 15 лет нашей независимости. «Следует признать, что для Армении это является довольно серьезным восстановлением политической культуры, – отметил Ов. Ованнисян. – Да, человек, политический деятель могут подать в отставку в случае политических разногласий. И это должно касаться не только Артура Багдасаряна, но и для премьера, министров, но и всех тех, кто не согласен «приспособляться» и «тащить страну». По оценке г-на Ованнисяна, в свое время на такое решился еще Вазген Саркисян, по политическим соображениями подавший в отставку с поста министра обороны.
Однако готова ли ЛДПА сотрудничать с ПСЗ, и возможно ли в этом контексте создание в ближайшем будущем при участии ПСЗ некоего оппозиционного союза с четкой идеологической направленностью, о необходимости которого вот уже сколько времени твердит Ов. Ованнисян? Тем более, что в последнее время А. Багдасарян часто заявлял о повороте в сторону НАТО и Евросоюза, за что ратует и ЛДПА? «В политике ничего нельзя отрицать. В данном случае я также не отрицаю, что возможны грани соприкосновения, сотрудничества», – признает О. Ованнисян. По его словам, если имеются политические цели, то для их реализации должна собраться группа единомышленников, которые признают эти цели и готовы пройти ради них большой путь. «Это вопрос времени и доказывания друг другу», – подчеркивает лидер РДПА.
Что же касается отказа президента Роберта Кочаряна от участия в парижской сессии ПА НАТО, то Ов. Ованнисян, в свое время возглавлявший постоянную комиссию НС по внешним отношениям, отмечает, что вот уже как минимум полугода Р. Кочарян избегает появляться в какой-либо международной структуре и участвовать в международных форумах. «Еще в прошлом году Р. Кочарян не поехал на саммит НАТО, – говорит Ов. Ованнисян. – Думаю, тут две простые причины. Во-первых, политическое давление России на Р. Кочаряна довольно велико, и его возможности по проведению самостоятельной, государственной внешней политики, по моему мнению, ограничены. Во-вторых, я думаю, что Роберту Кочаряну нечего сказать или сделать в международных структурах и, в частности, в НАТО».
По мнению лидера ЛДПА, Роберт Кочарян избегает тех форумов, на которых возможны контакты и обсуждения, связанные с проблемой Нагорного Карабаха. Направленность внешней политики нашей страны расплывчата, читает г-н Ованнисян. «Все процессы протекают по инерции. Власти играют на время и в расчете на случайность: может произойти нечто, и что-то изменится. Это очень тяжелая ситуация», – подчеркивает наш собеседник в ответ на депутатов от власти, утверждающих, что «Роберту Кочаряну нет необходимости участвовать в подобных встречах, поскольку все, что нужно было, он уже сказал».