Обычная история

20/05/2006 Ара ГАЛОЯН

Целую неделю напролет наша пресса анализировала поведение бизнесменов, вышедших из партии «Страна законности». Причем этот самый анализ, как всегда, сопровождался соответствующей окраской. Даже информационная программа Общественного телевидения с иронией отозвалась о бизнесменах, покидающих лишившуюся авторитета власти партию. Журналисты напропалую оперировали выражениями «крысы», «тонущий корабль» и т. д. В отношение кое-каких деятелей (Серго Ерицяна, к примеру) это, может быть, и верно. А вот что касается бизнесменов, – не уверен. Деловой мир Армении уже обзавелся собственными традициями, которые, как кажется, также достойны анализа. В условиях несовершенных экономических отношений деловой человек в Армении свой бизнес непременно попытается подстраховать. Заметьте – не застраховать: страхового бизнеса, в его классическом понимании, у нас пока нет. Поэтому бизнесмены плюнули на него и нашли другой выход. Речь о политических партиях. Перед парламентскими выборами партии нуждаются в серьезных средствах. И
Вот тогда-то в рядах той или иной партии оказываются бизнесмены, пытающиеся стать депутатами. В крайнем случае – членами и спонсорами местных партийных структур, чтобы хотя бы так подстраховать свою экономическую деятельность. Такое положение выгодно обеим сторонам. Партии выставляют на аукцион места в своих партийных списках, обеспечивая приток средств в партийную кассу, а бизнесмены приобретают депутатский мандат, являющийся для них всего лишь страховочной ценной бумагой. В преддверии выборов бизнесмены всегда оказывались на распутье: страховку какой партии предпочесть? Партии, способные преодолеть минимальный «проходной балл», имеют, как правило, список собственных «приданных» бизнесменов. И желая попасть в такой вот список, бизнесмен должен прикинуть, как ему поступить: то оказаться в арьергарде большой партии, то ли в авангарде малой. Так было все последние 10 лет: в партийных списках и АОД, и НДС, и СНС, и РПА, и АРФД, и ПСЗ всегда имелись свои бизнесмены.

Нашей парламентской истории известны случаи, когда крупная партия теряла вдруг свой политический вес и значение. И тогда бизнесмены вынуждены бывали расставаться с прежней страховкой и приобретать новую. Так было в 1997-м году, когда считавшиеся АОДовскими бизнесмены (Эрмине Нагдалян и Ко) превратились в Еркрапа. Точно тот же процесс идет сейчас в ПСЗ. И. думаю, бессмысленно обвинять бизнесменов в том, что они меняют одну политическую силу на другую. Партийных взглядов у бизнесменов не бывает, а все партии они делят на два разряда – имеющие влияние и не имеющие влияния. Несколько месяцев назад, когда ПСЗ не смогла защитить своего депутата Гагика Аветяна, бизнесмены со «страховками» это партии мигом поняли, что ее ценные бумаги на рынке больше не котируются. И первым шагом в поиске надежного помещения капитала стал избавление от переставших быть нужными акций. Для представленных в парламенте партий начинаются поистине золотые времена: всего за год до выборов целая группа не последних армянских бизнесменов, потрясая мошной, ищет на политической бирже надежный страховой полис. Пресса по тем или иным причинам называет имена лишь 11 имен, тогда как число деловых людей, которые не являются депутатами, но под эгидой территориальных партийных структур занимаются малым и средним бизнесом, что и говорить, несравненно больше.