Проживающий в Mоскве постановщик Борис Айрапетян и дирижер Эдуард Топчян инициировали постановку оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос». «Эдуард Топчян очень ценит оперное искусство и заинтересован в расширении репертуара Национального театра оперы, вообще с большим воодушевлением говорит об опере, а наш Симфинический оркестр часто играет концертные варианты опер. Это исключительный для Армении случай», – говоритБ Айрапетян. По опере скучают, пожалуй, не только люди музыкальной сферы, но и зрители. Идея создания новой оперы проходит через сложные исполнительные этапы. Вообще опера одна из самых дорогих и сложно преподаваемых ветвей искусства, которая требует много расходов, хороших исполнителей и напряженную работу. Наш оперный театр уже заявил армянскому зрителю о постановке двух новых опер – «Волшебной флейты» и «Симона Боканегры», которые прозвучали в виде концертных исполнений, однако дело пока не дошло до полной инсценировки. А на днях по предложению продюсера армяно-российского центра сотрудничества «Росар» Арман Мартиросяна, Б. Айрапетян и дирижер Симфонического оркестрарешили поставить также оперу Дж. Верди «Дон Карлос»/ Этот выбор был прежде всего обусловлен наличием соответствующих голосов. В «Дон Карлосе» планируются исполнения братьев Айка и Тиграна Мартиросянов. Б. Айрапетян видит постановку этой оперы традиционной, желая создать представление с богатыми одеждами и декорациями. «Концептуальные представления хороши тогда, когда в театре уже есть достаточно традиционных», – так считает Б. Айрапетян, который сделал свою последнюю постановку «Норма» в минималистическом стиле. Для «Дона карлоса» будут приглашены не только солисты, но и специалисты по сценическим эффектам и сценическому оборудованию, которые будут знакомы с машинерией сцены, руководством платформ и прожекторов. А большие хоровые куски «Дона Карлоса», согласно авторам идеи, будет исполнять хор Ованнеса Чекиджяна. Однако все эти идеи находятся все еще в проектном этапе, должно быть решено множество организаторских и финансовых вопросов, первоочередным из коих пожалуй, как бы странно это не звучало, является вопрос сцены.
Национальный театр оперы Армении сегодня является структурой с роскошно отремонтированным залом, довольно большим рабочим составом, репертуар которой, в буквальном смысле этого слова, состоит из двух представлений. Есть и третья постановка, многострадальная «Норма», которая насtолько отдалилась от первоначального вида, что автор постановки Б. Айрапетян, просит не показывать ее. По его мнению, сегодняшние осколки декорации искажают смысл постановки.
О пользе
Увидiм ли мы «Дона Карлоса», или нет, пока не ясно. По всей вероятности, этот проект так и останется проектом. Директор театра Камо Айрапетян считает: «Дон Карлос», наверно, не будет поставлен. Эту оперу хотят ставить далекие от оперного искусства, странные люди. Они хотят пригласить оркестр, хор, разных специалистов. Я уверен, что это представление не даст никакой пользы наему театру. Многие певцы смогут приходить всего несколько дней в месяц. А что мы должны делать в остальные дни?». Выступления в месяц несколько раз являются закономерностью для многих оперных театров, все мало-мальки известные солисты работают по довольно плотному гастрольном графику, и не могут долгое время выступать в одном театре. Однако можно уверенно сказать, что многие певцы армянского происхождения с большой готовностью и даже с удовольствием приедут в Ереван и не будут требовать гонираров, которых достойны, и к которым привыкли. Во всяком случае, братья Мартирося уже выразили такое желание. А сохранение авторского варианта декораций и световых эфектов – не такое уж сложное дело. Просто руководителям театров не выгодна такая «головная боль». Лучше не иметь новых постановок, чем сохранять работу другого по его проекту, пожалуй, такой подход проявляет наш театр.
«Во время постановки «Нормы» мы все делали с энтузиазмом, я называл это партизанской работой, но уже не можем работать с тем энтузиазмом, ртебуется более профессиональный подход. У оперы есть свой стиль, но я так и не понял стиль работы Ереванского оперного театра. Может быть я не прав, они правы, не значю. Но знаю, что в той же Росси есть люди, которые готовы взять ответственность на себя и сделать постановку. Только хотим, чтобы эта постановка вошла в репертуар оперного театра», – говорит Б. Айрапетян. А К Ованнисяна беспокоит то, что «после постановки и несколькух дней игры каждый уедет по своим делам». Руководство Национального театра оперы Амрении видит лишь одно решение этому вопросу, бери в аренду и делай что хочешь. Хочешь ставь сложную оперу, не приносящую много доходов, хочешь, организуй концерт пользующихся спросом поп-песен. В случае аренды театр не будет включать представление в свой репертуар и нести ответственность за его дальнейшую судьбу.
Кажется, очевидно, что наш Оперный театр продолжает существовать лишь по инерции, сдавая свой зал в аренду. А число арендаторо день ото дня увеличивается, повышается также арендная плата, что создает иллюзию благополучия театра. Театр не прилагет серьезных усилий для создания сильного репертуара. Оперные постановки, требующие большие финансовые вложения, и тем более, хорошие специалисты и голоса, не падают с неба просто так. Мы не так богаты, чтобы смотреть на предложения о постановке новой оперы сквозь пальцы и судить обо всем по арендному принципу. Директор театра готов сдать зал в аренду авторам этого проекта, однакосотрудничество считает бесполезным. «Они хотятв течение месяца проводить в нашем зале репетиции, не учитывая, что у нас есть свои представления». И оперных, и балетных представлений не так уж много, однако много арендаторов, а это значит, что если «Дон Карлос» войдет в репертуар, театр будет вынужден дать привилегии опере, а не разножанровым концертам и конкурсам.
Оперный театр и оперный зал имеют среди нас разные цену и вес. В концеконцов, можно сохранить театр и отказаться от стабильной труппы и рабочего состава, так как он не может полноценно творить. Подобное мнение неприемлемо для Б. Айрапетяна: «Как можем отказаться от того, что уже есть. Во всем мире опера стала единицей измерения цивилизаци. Если есть опера, оперный театр, значит, есть культура».