Социальная картина роста цен

07/05/2006 Ара ГАЛОЯН

Армения – страна странных совпадений. Вот уже два года подряд Национальная статистическая служба РА (НСС) и Всемирный банк изучают социальное положение в нашей стране и картину бедности. Аналитический доклад НСС был опубликован как раз в тот момент, когда в Армении начался новый этап роста цен, что изрядно подпортило праздничное настроение властей, поскольку доклад этот должен был засвидетельствовать, что бедность у нас сокращается.

Сегодня в нашей стране бедными (и очень бедными) считаются 35% населения – вместо прежних 56%. Как это выяснили? Очень просто – приняв за порог бедности доход в 19 973 драмов. Это значит, что бедными объявляются семьи, где доход на каждого члена меньше этой суммы. Если же доход не превышает 12 500 драмов, то семья считается крайне бедной. Цифры эти, однако, приведены исходя из уровня цен 2004 года. Подводя итоги 2005-го, власти, если помните, с довольным видом утверждали о снижении цен на потребительском рынке. Сейчас картина уже иная. Ожидаемое повышение стоимости газа с 10-го апреля привело к росту цен на товары, включенные в потребительскую корзину (мука, масло, сахар и т. д.). Если, скажем, подорожание бензина на внутреннем рынке на 15-17% можно объяснить мировыми процессами, то насчет хлеба этого сказать нельзя. В стране, где зерно закупается по 60 драмов за 1 кг, это будет непонятно.

Как назло, именно в это время Центробанк начал проводить целенаправленную политику роста цен. Именно поэтому, наверное, укрепляется драм, что способствует росту цен. Однако это уже не столь важно, поскольку столь авторитетные организации, как Национальная статслужба РА и Всемирный банк уже объявили, что бедность в нашей стране сократилась примерно на 20%. Сказали они и кое-что другое, что наверняка не удостоится внимания наших чиновников. Самым примечательным из этого «кое-что» является следующее утверждение: «Работа не может быть гарантией избежать бедности, поскольку половина бедных в Армении являются работающими бедными». Именно этим, пожалуй, можно объяснить тот факт, что наш президент больше не хвастается открывающимися в стране рабочими местами. Оказывается, в нашей стране можно работать, но из-за крошечной зарплаты по-прежнему оставаться нищим. Все это только на первый взгляд кажется странным. Если приглядеться внимательней, то можно заметить, что НСС должна считать крайне бедными подавляющее большинство пенсионеров. Потому что  пенсии – ниже порогового уровня нищеты.

Бедность среди крестьян имеет географическую зональность – в высокогорных районах их доходы меньше. Примечательно также, что крестьяне могут обработать не всю свою землю. Во-первых, ее не полить (22%), во-вторых, нечем (27,5%). В Армении стало уже традицией поднимать цены на горючее перед посевной и уборкой урожая. Однако нынче в канун активного сельскохозяйственного года цены на топливо повысились соответственно двузначным  цифрам экономического роста – на 15-17%.  

Все эти удорожания с их экономическими последствиями не были неожиданными. Можно констатировать лишь, что экономические власти страны плохо владеют рычагами обеспечения макроэкономической стабильности. Властям остается только радоваться, что изменения курса драма, в отличие от прошлых лет, «происходят сравнительно гладко и плавно».

Второе примечательное утверждение доклада состоит в том, что «Вне Еревана остальное городское население Армении продолжает оставаться самым бедным слоем». Дело в том, что живущие в других городах, помимо столицы, не имеют ни работы, ни возможности заниматься сельским хозяйством.

И то обстоятельство, что население всех других городов, кроме Еревана, не вовлечено в экономическую деятельность, накладывает свой отпечаток на социальную картину страны. По мнению современных исследователей информационного общества, урбанизация, как и раньше, продолжает оставаться одним из критериев развития страны. Единственное исключение состоит в том, что, в отличие от индустриального и постиндустриального общества, предполагается, что в сельских населенных пунктах останется жить 5-8% населения. Рост производительности труда в сфере сельского хозяйства приводит к тому, что 5-8% населения оказываются способны обеспечить продуктами питания  все общество. В Армении картина выглядит прямо противоположной. В течение последних нескольких лет удельный вес сельского населения непрерывно растет, повысившись с 31 до 36%. Пытаясь добыть средства существования, люди из малых городов переселяются в село. Миграционный этот процесс совершенно не исследован – это констатирует даже Национальная статслужба.

Неутешительная социальная картина сегодняшней Армении еще более усугубляется ожиданием дальнейших подорожаний, тем более что и для сельского хозяйства год начался не совсем удачно. В то же время это дало возможность правительству избежать ответственности за обострение социальной ситуации, а Центральному банку – за рост цен. Первые взвалят Сю вину на неблагоприятные погодные условия, второй – на мировые рыночные процессы. А в конце года Национальная статистическая служба еще немного снизит уровень бедности. Как и в прошлые годы. И все.