Робинсона уговорили

04/05/2006 Бабкен ТУНЯН

В соответствии с грантовым соглашением, заключенным между Всемирным банком и Фондом возобновляемой энергетики и энергоресурсов, для обеспечения доступности газо- и теплоснабжения малоимущих граждан, жителей многоквартирных домов, предоставляется 3,1 млн долларов США.

Финансирует программу организация «Глобальная партнерство эффективной поддержки», созданное в 2003 г. Департаментом международного развития Великобритании и Всемирным банком (ВБ). Как отметил ответственный за внешние связи ВБ Виген Саркисян, Армения – первая страна, получившая помощь от этой организации.

По расчетам руководителя ереванского офиса ВБ Роджера Робинсона, программой будет охвачено около 8000 семей. Отметим, что она будет осуществляться параллельно утвержденной в июне 2005 г. программе ВБ «Городское теплоснабжение». На эту программу вместе с ее составляющей «Капитальные гранты для бедных» в прошлом году было предоставлено еще 3 млн долларов. «В результате двух этих программ около 85 тысяч людей будут иметь нормальное теплоснабжение», – сказал г-н Робинсон.

Предоставление грантов будет основываться на основании системы семейных пособий по бедности, которая г-н Робинсон просто восхищен: «Министерство социального обеспечения наилучшим образом выбрало тех людей, которые смогут воспользоваться этой программой». Каков же механизм оказания помощи нуждающимся? «Это будет плата не за газ. Мы осуществляем только капитальное финансирование», – отметила директор Фонда энергосбережения Тамара Бабаян. Гранты будут выдаваться на приобретение индивидуальных газовых обогревательных печей, подсоединение к газовой сети, либо же на предоставляемые суммы будет осуществляться подключение квартиры к котельной.

Как ни желал г-н Робинсон избежать нежелательного для него вопроса о 5-м блоке Разданской ТЭЦ, эта тема, однако, была все-таки затронуа.

«Основываясь на аргументах, представленных мне членами правительства, могу сказать что это (передача энергоблока России. – Б. Т.) была очень выгодная сделка. Думаю, если бы присутствующим здесь журналистам предоставили эти аргументы, то все они были бы согласны со мной», – заявил Роджер Робинсон.

Интересно было бы знать, какие же это аргументы были предоставлены г-ну Робинсону и чем они отличались от тех, которые наши власти, сами не верящие в свои слова, преподнесли общественности?

По данным руководителя ереванского офиса ВБ, на следующей неделе правительство должно провести публичные обсуждения, связанные с этой сделкой. «Правительство выступает от имени народа и несет ответственность. Будет прилично обсудить этот вопрос с общественностью», – отметил г-н Робинсон.

Насчет приличий никто, разумеется, не сомневается. Только вот какой толк от такого обсуждения, если сделка уже состоялась? Ведь даже при отрицательном отношении общественности (а оно уже совершенно очевидно), правительство вряд ли решится пойти на попятную. Единственная видимая польза – что и мы сможем ознакомиться с доводами, преподнесенному г-ну Робинсону, убедиться их неоспоримости и отныне спать спокойно.

И еще: как же так получилось, что ВБ не выступил против армянского варианта «смягчения» последствий подорожания газа? Ведь это почтенное учреждение отнюдь не приветствует вмешательство государства в экономику и разного рода механизмы субсидирования.

Г-н Робинсон дал этому очень интересное объяснение: «Другая сторона сделки (т. е. «Газпром») обладает гораздо большими ресурсами, чем мы в рамках этой программы. И если они хотят принести пользу армянскому народу, то что в этом плохого?» Итак, получается, г-на Робинсона убедили в том, что русские нам помогли. Однако как ни прикинь, с этим вряд ли можно согласиться. Так или иначе, «Газпром» получит свои 110 долларов за 1000 кубов, и какая разница – деньгами или натурой, т. е. имуществом? Да и субсидирование производится за счет отчуждения объекта, имеющего стратегическое значение не для русских, а для нас.

Нормальным считает г-н Робинсон и то, что энергетические мощности Армении почти полностью сосредотачиваются в руках другой страны – России. «Водоснабжение Великобритании, например, осуществляют несколько иностранных компаний, это нормально», – замечает он.

По примечательному совпадению, именно в этот день Комиссия по регулированию общественных услуг рассматривала заявку «Ереван-воды», принадлежащей французской компании «Женераль дез о», о повышении с 1-го мая тарифа на питьевую воду с нынешних 125 до 172,8 драмов. Г-н Робинсон узнал об этом от журналистов.

«Кроме того, не забывайте, что большая часть энергоносителей – газ, ядерное топливо – поступает из России. А единственным энергоресурсом Армении является вода, на которой работают ГЭС. И каждый, кто заговаривает о газе, должен помнить об этой реалии», – заявил г-н Робинсон, не заметив уточнить, что сама вода пребывает первоначально в виде снега, затем тает, превращается в воду, вливается в реки и только потом крутит турбины ГЭС… Вот так-то. Для журналистов, что и говорить, особым откровением это не стало, поскольку об этом им рассказывали еще в школе. Причем не только о снеге, но и дожде и даже граде, в по большому счету тоже являющимся той же водой.

Но прежде всего, наверное, нам следует винить самих себя – за то, что мы позволяем сделать возможным осуществление подобного рода сделок. А Всемирный банк и международные структуры вправе говорить и давать нам советы хотя бы потому, что дают нам деньги.