Казалось, до сих пор живо в памяти решение Конституционного суда, принятого в связи с заявлением оппозиции, оспаривавшей результаты президентских выборов 2003-го года – в качестве промежуточного варианта решения КС предложил властям и оппозиции провести референдум доверия. Референдум этот так и не состоялся, поскольку, как оказалось, то было не более чем благо пожелание…
Что и говорить, многие, в том числе и оппозиция, слишком поздно догадались, что КС, принимая свое решение, намеревался просто утихомирить митинговую волну оппозиции, грозившую перерасти в девятый вал серьезного движения, и считали, что КС принял «смелое» решение, бросив вызов властям в форме предложения о референдум доверия. Однако, как нам всем прекрасно известно, никакого референдума о доверии или недоверии так и не было проведено, и даже сам КС, обязанный контролировать выполнение собственных решений, забыл, что заявлял о чем-то подобном…
В минувший вторник Конституционный суд вынес нечто подобное тогдашнему своему решению, но на сей раз – касательно принудительного выселения жителей ул. Бузанда из их же собственных домов. Однако, судя по звучащим в зале аплодисментов, и на этот раз никто не понял, что вердикт КС был вынесен в пользу не народа, а все тех же властей, и дает им возможность в очередной раз узаконить свои беззакония. В случаях и первого, и второго решения КС подход, согласно оценкам, был одним и тем же «рассеивающим». То есть власти в лице КС и на сей раз сделал все, чтобы пресечь жалобы жителей улицы Бузанда, грозившихся обратиться в Европейский суд.
Председатель парламентской фракции Республиканской партии Галуст Саакян уверен, что в данном случае нет ни победителей, ни побежденных. То есть, победа не за властями, не за омбудсменом и даже не за народом. Просто, как подчеркнул г-н Саакян, в новой Конституции «содержится императивное требование: сначала необходимо иметь закон, с помощью закона прояснить проявления сценария и лишь потом переходить к действиям. Именно в этом причина того, что КС и сам настаивает, чтобы до 1-го октября имелось соответствующее законодательство – независимо от того, какие решения мы примем для удовлетворения обжалующей стороны, – чтобы после этого не было ни разночтений, ни споров».
Однако чуть погодя не видевший и не ищущий победителей-побежденных Г. Саакян вынужден был признать, что победитель все же имеется – это «всеобщая» победа, достигнутая благодаря «совместным действиям». «Здесь я вижу также подходы института омбудсмена, который в какой-то степени возродит в народе веру. А в совокупном действии я вижу участие правительства, президента и Конституционного суда», – заявил он и призвал «по-новому взглянуть на подобные вопросы и никогда не искать побежденных и победителей.
Мы поинтересовались у депутата-республиканца Галуста Саакяна, не предполагает ли решение СД, зафиксировавшее, что имели место беззакония, определенную ответственность повинных в этом? Оказалось, нет. Во всяком случае, г-н Саакян считает, будто все то, что делалось, делалось ради «строительства истории страны» и носило соответствующий характер. «Что и говорить, подобные проявления (речь о беззакониях) имеются и в решении СД, но это касается не того, будто правительство само осуществляло антиконституционную деятельность, а того, что исполнительная, и законодательная власти должны разрабатывать вытекающее из Конституции законодательство – чтобы подобные явления не признавались антиконституционными. У нас не было такого законодательства, но имелись исторические проекты, которых суд не имел возможности применить при вынесении соответствующего решения на своем судебном заседании», – заявил Галуст Саакян.
На наше замечание, что у Армении есть законодательство, регулирующее подобные вопросы, а требование СД касается того, что правительство обязано привести свои незаконные решения привести в соответствие со статьями Конституции, Г. Саакян ответил: «Конечно, КС увидел противоречия с Конституцией и именно поэтому поставил вопрос не только о пересмотре этих функций и принятии соответствующих решений, но и создании законодательного поля».
По мнению же депутата фракции «Национальное единенин» Агаси Аршакяна, если решение КС останется без последствий, то это станет означать, что он «имеет силы не больше любого клочка бумаги». «Будем надеяться, что последствия будут. А если это окажется такой же бумажкой, как и принятое СД решение по обжалованию президентских выборов 2003-го, то ни на что большее оно не пригодится, и станет очевидным, что это решение призвано всего лишь утихомирить людские страсти. Если ничего не последует и после этого решения, то я могу считать его близнецом того первого решения», – заявил А. Аршакян.
Последствиями же депутат от «Национального единения» считает привлечение виновных к ответственности. «Должен быть решен вопрос чиновников, допустивших насилия и отнявших у людей дома без соответствующей компенсации, – считает он. – Если эти вопросы не будут решены, то надо будет признать, что КС никакой содержательной роли в нашей общественной жизни не играет. В этом же случае надо будет поднять другой вопрос: а нужен ли нам Конституционный суд?» Что же касается ликования народа по поводу того, что КС и омбудсмен Армен Арутюнян «содействовали» урегулированию их проблемы, то Агаси Аршакян отметил: «К сожалению, наш народ каждый раз связывает свои надежды с этими властями и каждый раз разочаруется. А поскольку наше мученичество многоопытно, то следует подождать и посмотреть, что получится». Впрочем, А. Аршакян, ожидающий последствий и результатов, признался, что лично он не связывает с нынешними властями никаких надежд и все свои ожидания на период «после смены власти».