В минувшую среду вечером политсовет партии «Страна законности» созвала внеочередное заседание, на котором было принято единодушное решение исключить из рядов партии депутата Артака Саркисяна (супермаркет «Сас») – за то, что он пренебрег призывом Артура Багдасаряна и не стал голосовать под его диктовку.
Дело в том, что накануне голосования по отчету о выполнении «Программы приватизации государственного имущества в 2001-2003 гг.» Артур Багдасарян в порядке «мессиджа» уведомил коллег по партии, что будет голосовать против и что «против будет голосовать и партийная фракция» ПСЗ, Однако Артак Саркисян не подчинился приказу Багдасаряна и проголосовал «за». Именно это голосование и стал последним днем партийного стажа А. Саркисяна в ПСЗ. Все 14-е апреля «мобильник» А. Саркисяна был выключен, и мы так и не смогли выяснить у него, насколько тяжело для него сознание того, что он теперь не «странозаконовец».
Ясно одно: ПСЗ уже горько жалеет о том, что поставило А. Саркисяна депутатом и боролось против его соперника Араика Айрапетяна. Вопрос других членов партии, не проголосовавших против, а вообще воздержавшихся, на ночном политсовете не обсуждался. Поскольку, как разъяснил секретарь парламентской фракции ПСЗ Ованес Маргарян, «воздержался» не означает «за», а поэтому, по мнению секретаря фракции, они выполнили указание лидера партии. На замечание одного из журналистов, что «воздержался» не означает также «против», а в данном случае это именно «против», О. Маргарян ответил: «Есть три способа голосования: если не «за», то или «против», или «воздержался». Были и воздержавшиеся, что не означает, будто они «за». Понимая, впрочем, что в данном случае «воздержался» не означает и «против», О. Маргарян добавил: «Это позиция – что мы против. Мы сказали, что не «за», и если наши депутаты проголосовали против или воздержались, значит, решение было выполнено. Если часть наших депутатов выразила свою позицию тем, что воздержалась, то я не вижу в этом ничего плохого. Политика делается не сказочками или чем-то таким – делается реальными фактами. На сегодняшний день факт заключается в том, что наш депутат исключен ночью».
А депутат от ПСЗ Мгер Шахгельдян, добросовестно выполнивший решение своего председателя, заявил во время брифинга в НС, что они не стали бойкотировать, чтобы не было спекуляций насчет того, будто ПСЗ отказалась выразить свою позиции.. «Нет, мы представили свою позицию. Это политическое решение, и не следует спекулировать», – сказал он в ответ на обвинения, что если бы ПСЗ юойкотировало голосование, то тем самым провалило бы представленную правительством программу приватизации.
Кстати, «Национальное единение» оказалось более либеральным и не собирается, подобно ПСЗ, изгонять из партии депутата Арутюна Мурадяна, который ослушался решения председателя Арташеса Мамиконовича и проголосовал «за». По мнению секретаря фракции Алексана Карапетяна, это голосование имело два значения – моральное и политическое. И если он в моральном смысле понимает А. Мурадяна, то в политическом – оправдать не может. «В нравственном аспекте я понимаю шаг Арутюна Мурадяна, поскольку его компания «БАМО» купило Спортивно-концертный комплекс. Для него было бы аморальным не прийти или проголосовать против. Однако нравственность заставила его прийти и проголосовать «за», посчитав, что для него это будет правильным. Но его политическую позиция я не принимаю. Как член фракции, он принял свое решение и прошел нравственный путь», – поделился своими мыслями А. Карапетян. Помимо А. Мурадяна он посоветовал также вспомнить «тот огромный состав аморальных людей, которые на самом деле провалили это голосование». Камешек был, естественно, в огород «Страны законности».
Пытаясь оправдать тех рядовых «старнозаконников», которые не подчинились решению своего председателя, руководитель фракции ОНП Гурген Арсенян заметил, что, возможно, в ПСЗ действовала та же самая «модель», что и в их фракции, то есть, свободное голосование. По мнению Г. Арсеняна, то, что произошло внутри коалиции и публично всплыло на заседании парламента, означает консолидацию политических сил по вопросу присвоения или осуществления власти. «В условиях последнего случаются разного рода внутривластные столкновения, с внешним проявлением одного из них и стали мы очевидцами в зале НС. Ибо если в деятельности правительства имеются противоположные подводные течения, то они не оглашаются, а остаются во внутренних рамках. Здесь, однако, мы видим их оглашение. НС – та лакмусовая бумажка, которая показывает, что внутри коалиции имеются подспудные столкновения. Мы это видим и, должен сказать, положение коалиции не столь уж и благополучно. И эта неблагополучная коалиция внесет в НС проект бюджета на 2007-й год. Если имеются корпоративные противоречия, то бесспорно, что каждый из членов коалиции попытается потянуть бюджет на себя, чтобы приспособить его к своим предвыборным программам. Не исключаю, что коалиция рухнет, но прежде чем она это сделает, надо еще утвердить бюджет. Если же нет, то будет продолжать его в тех же пропорциях, что есть политический бюджет», – предсказал педседатель ОНП.
Самую примечательную оценку «беспорядков» в ПСЗ дал руководитель парламентской фракции АРФД Левон Мкртчян, заявивший, что случись, чтобы члены фракции не подчинились общему решению, он бы подал в отставку. «Если бы было принято решение голосовать определенным образом и оно не было бы выполнено нашей фракцией, то лично я подал бы в отставку, поскольку не выполнил свои функции, и этот опрос обязательно обсуждался бы в Верховном органе», – сказал Л. Мкртчян, намекая на то, каким должен был быть следующий шаг Артура Багдасаряна.
P.S. Кстати, руководитель фракции Республиканской партии Галуст Саакян, отвечая на наш вопрос о том, могли бы они принять в свои ряды изгнанного из ПСЗ Артака Саркисяна, ответил: «Не знаю, есть у нас сейчас прием в партию или нет…»