«Кавказский тигр» превратился в тигренка

15/04/2006 Бабкен ТУНЯН

Вообще-то эпитет «Кавказский тигр», а особенно изображение его на экране немало повеселили местных участников организованного Всемирным банком обсуждения. Один из них пошутил даже, что согласен с тем, что Армения один из представителей семейства кошачьих. За единственным исключением – любая другая кошка всегда падает на ноги…

Главный докладчик, советник ВБ Барт Каминский поспешил уточнить: Армения хотя и тигр, но карликовый – под стать своим географическим размерам.

Доклад по Армении, который сейчас приводится в окончательный вид и будет опубликован, скорее всего, в июне, называется «Кавказский тигр: Политика сохранения роста», впрочем, название это может и претерпеть изменения. Доклад состоит из двух частей. В первой части представлены процессы, происходившие в армянской экономике в течение последних пяти лет, во второй содержатся прогнозы и указываются препятствия, которые могут повлиять на темпы экономического развития.

В качестве положительных факторов отмечены низкий уровень инфляции, экономический рост и увеличение прямых иностранных инвестиций. Г-н Каминский считает, что специалисты не должны недооценивать роли «алмазной» сферы в экспорте. По мнении. эксперта, Армения эффективно реализует свои относительные преимущества в трех областях – это огранка бриллиантов, производство спиртных напитков и создание программного обеспечения (software). Согласно исследованию ВБ, после 2003-го года доля алмазной продукции в общем экспорте страны несколько снизилась, хотя объем ее и увеличился.

Было указано также, что конкурентные преимущества могут проявиться и в сфере текстильного производства, однако в определенных причин преимущество это реализуется не полным образом. Наши специалисты не согласились с этим, считая, что в текстильной сфере Армении предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем она завоюет признание и рынок.

Г-н Каминский отметил и те основные недостатки, которые могут оказать воздействие на дальнейшее экономическое развитие нашей страны. Особое внимание он обратил на транспортные и таможенные проблемы. Стоит напомнить, что на состоявшейся недавно в НС РА международной конференции по борьбе с коррупцией депутат Т. Манасерян подверг острой критике таможню. Свои обвинения он обосновал данными Всемирно банка, в частности, отметил, что из каждых 100 долларов, выплаченных таможне, 46 – взятка. В беседе с нами ответственный за внешние связи ереванского офиса ВБ Виген Саркисян признал, что эти цифры действительно взяты из доклада ВБ, однако им уже несколько лет. В новом докладе таможенной сфере также уделено много внимания, однако детали еще не опубликованы.

Специалисты ВБ решительно не одобряют сращения бизнеса с политикой, то есть явление, когда бизнесмены-политики обретают столь большой вес. Впрочем, они признают, что этого не могут избежать и развитые страны – например, Италия с ее премьером Берлускони.

Было отмечено также, что Комиссия по защите конкуренции, призванная решать многие важные вопросы, работает неэффективно. Закон применяется весьма «выборочно», а аналитические возможности комиссии очень слабы.

Одной из главных проблем армянской экономики является, разумеется, трудности с кредитованием: многие перспективные дела могут так и заглохнуть из-за отсутствия средств. Что же касается легкости простоты разворачивания предпринимательской деятельности, то позиции Армении здесь даже выше, чем в некоторых странах Евросоюза.

Впрочем, наши собственные специалисты пришли на обсуждение, как оказалось, вовсе не затем, чтобы с довольным видом выслушивать комплименты в адрес Армении. Как совершенно справедливо отметил один из участников, к нам прибывают всевозможные организации, проводят изучения и исследования, определяют приоритетные направления, утверждают их вместе с правительством, а на бизнес все это практически не влияет. «не следует создавать иллюзии или утверждать иллюзии правительства», – заявил он.

Руководитель ереванского офиса ВБ Роджер Робинсон был принципиально согласен с этим и даже сделал «признание»: «Я сам экономист и лет 15-20 назад верил в теорию относительности. А теперь не верю – бизнес всегда поражает нас, экономистов».

Г-н Каминский отметил также, что они не концентрировали свое внимание на какой-либо одной конкретной области, а желают представить разрез всей экономики. Почему же тогда ВБ не уделил особого внимания сфере информационных технологий? Правда, хотя и в докладе и говорится о росте объемов программных продуктов, однако это все же не развитие. Заказы поступают из оффшорных организаций, Армении же от них перепадает лишь зарплата. А это вряд ли можно счесть достижением. А ведь еще много лет назад правительство объявило: «Информационные технологии – приоритетная сфера, и баста!». В результате во «Всемирном докладе 2005-2006 гг. по информационным технологиям» Армения по индексу сетевой подготовленности занимает 86-е место среди 115 стран, уступая даже Азербайджану. А индекс этот прямо показывает, насколько развиты в той или иной стране информационные технологии. «Этим докладом мы просто указали свое место», – отметил один из участников.

А вообще-то сложилось впечатление, что наши экономисты отнеслись к ВБ и его докладу со скрытым укором. Главная проблема заключается в том, что мы сами еще не определились, какой страной хотим стать – аграрной, промышленной или оказывающей услуги? Нас же самих нередко пытаются наставить и направить – причем очень часто по неверному пути.

По одному вопросу, однако, мнение сложилось единодушное: сфере высшего образования уделяется совершенно недостаточное внимание. Подчеркивается важность некоторых отраслей, однако в будущем будет ощущаться нехватка квалифицированных специалистов в этих сферах.

Председатель Союза промышленников и бизнесменов Армении Арсен Казарян посоветовал ВБ при подготовке докладов больше консультироваться с местными специалистами и более строго формулировать свои предлагаемые правительству Армении рекомендации.

Барт Каминский ответил на это, что доклад уже и так содержит весьма суровые формулировки, хотя скобки так и не раскрыл. Как бы там ни было, остается только ждать, а там посмотрим, что о нас скажет на сей раз Всемирный банк, и какие перемены претерпит наш «тигриный» имидж.