По законам войны трагедию Марага нельзя считать военной операцией, поскольку Марага была не опорным пунктом, а мирным населенным пунктом.
Эту операцию следует квалифицировать как совершенное против мирного населения, против человечества преступление, для которого, согласно международному праву, не существует срока давности. И лица, совершившие это преступление, должны будут когда-нибудь понести ответственность за содеянное – и по законам НКР, и по международным законам. Именно о этом говорил председатель постоянной комиссии НС НКР по внешним сношениям Ваграм Атанесян на пресс-конференции, посвященной трагическим событиям в Мараге 10-го апреля 1992-го года.
Как подчеркнул в своем выступлении В. Атанесян, около пяти часов утра 10-го апреля 1992-го года село Марага Мартакертского района НКР с территории Мирбаширского района Азербайджана (ныне Тартарский район) и, в частности, из райцентра Тартар подверглось беспрецедентной ракетной бомбардировке, длившейся целых три часа. После этого азербайджанские военные формирования при поддержке спецчастей расквартированной в Азербайджане Гянджийской дивизии 4-й армии советских войск ворвались в Марагу и учинили резню мирного населения, жертвами которой стали около 100 мирных жителей – в основном старки, женщины, дети. Покинув село, азербайджанские боевики увели в качестве заложников десятки марагинцев. Часть из них была впоследствии обменена, участь же других (по данным В. Атанесяна, примерно 30-и человек) до сих пор остается неизвестной.
«По положению на 10 апреля 1992-го года в селе Марага насчитывалось более 3000 человек, тогда как в поселении Новый Марага сейчас живет всего 300 человек из всех переживших геноцид. Это значит, что около 2 500 марагинцев лишены возможности вернуться в отчие дома и живут за границей. В настоящее время Марага, как и соседние села Маргушаван, Кармираван, и ряд других сел Мартакертского района, находится под контролем азербайджанских вооруженных сил. Власти НКР настаивали и настаивают на том, чтобы урегулирование конфликта охватывало и восстановление территориальной цельности НКР, в том числе и возвращение северной части Мартакертского района, являвшегося самым плодородным сельскохозяйственным районом нашей республики с наиболее развитой инфраструктурой. В результате событий в Мараге и дальнейших военных действий здесь было разрушено 5 винных заводов, уничтожено около 30 тысяч виноградников, главный водовод НКР и многое другое», – подчеркнул В. Атанесян. Одновременно оны выразил сожаление в связи с тем, что до сих пор ни одна из компетентных организаций НКР не занялась подсчетом экономического ущерба, нанесенного Азербайджаном Нагорному Карабаху, а также не сделала предметом серьезного изучения факты насилия и бесчинств азербайджанских воинских формирований в отношении мирного населения Карабаха.
Как известно, недавно в НКР создана временная комиссия для изучения всех этих фактов. В. Атанесян выразил надежду, что эта комиссия до окончания срока своих полномочий (32 декабря 2006-го года) сумеет обобщить совершенные против мирного населения преступления и представить их нашей общественности, а также международным организациям, в частности, парламентам и народам стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Это представляется особенно важным в контексте того, что азербайджанские власти до сих пор продолжают уголовные процессы против офицеров Армии обороны НКР и отдельных деятелей национально-освободительного движения.
«Мы должны быть готовы представить мировой общественности серьезные аргументы не просто в противовес азербайджанской пропаганде, но и для того, чтобы мировое сообщество само убедилось в том, кто, когда и как организовывал резню мирного населения, незаконные действия, кто именнго использовал войну как повод для этнических чисток, – заметил председатель комиссии НС НКР. – Ту же самую человеконенавистническую антиармянскую политику Азербайджан многие годы вел «мирными» средствами во времена, когда Нагорный Карабах в качестве автономной области входил в его состав. Эта политика достигла своего апогея в 1991-м году, когда Азербайджан вместо того, чтобы использовать мирные и цивилизованные возможности для решения имеющихся у него с провозглашенной НКР проблем, прибег к беззакониям, организовав военное вторжение в Карабах. А значит, нынешняя конфигурация границ республики, реалии линии соприкосновения должна рассматриваться не как следствие целенаправленной политики властей НКР, но прежде всего как результат реализации народом Арцаха своего неотъемлемого права – права на самозащиту и на отпор вооруженной агрессии. Имея на руках результаты работы временной парламентской комиссии, мы сможем представит их мировой общественности и осуществить целенаправленную пропагандистскую работу – чтобы мировое сообщество осознало цель и смысл нашего национально-освободительного движения. То есть, то, что НКР для Азербайджана может быть делом чести, но для НКР и народа Арцаха – вопросом выживания на собственной исторической родине».
В ходе пресс-конференции зашла речь и о печально знаменитой операции «Кольцо», относительно которой, и тем более в канун ее 15-й годовщины, как НС, так и все парламентские силы должны, по мнению В. Атанесяна, выказать однозначную позицию. «Не думаю, что нам удастся сегодня привлечь к ответственности людей, задумавших и осуществивших эту операцию, но чтобы поднять вопрос о привлечении их к ответу, когда НКР добьется международного признания, нам нужно уже сегодня поименно назвать их всех, тем более, что имена их не тайна. И вопросы эти следует поднимать не декларативно, а в форме официальных документов, тем более, что на территории НКР проживают сотни людей, прошедших через эти концентрационные лагеря, которые были схвачены в ходе операции «Кольцо» и незаконно были брошены в азербайджанские тюрьмы. Есть даже люди, которые были осуждены азербайджанскими судами, но впоследствии были освобождены в ходе обмена военнопленными, – заметил В. Атанесян. – Для сбора фактов следует привлечь и этих людей, надо обобщить, подытожить все данные, проанализировать их и в результате составить серьезный документ, который поможет нам показать и доказать, что наша борьба – не самоцель, что она началась ради защиты нашего права жить на нашей же родине. Никакой другой задачи мы перед собой не ставили и не ставим. А самой главной гарантией безопасно жить на этой земле является наша самостоятельная государственность на исторической территории – со всеми ее атрибутами безопасности», – заключил Ваграм Атанесян.