«Пестицидный» удар

13/04/2006 Юрий СИМОНЯН

Грузия осталась без значительной доли своего экспорта, более или менее успешно пополнявшего бюджет. Россия нанесла сильнейший удар по хрупкой грузинской экономике, закрыв свои рынки сбыта для грузинской алкогольной продукции. Официально озвученная версия – наличие пестицидов в вине и коньяке. Но с утверждением Тбилиси, что это политическое решение, Москва не спорит. Во всяком случае, пока никак не реагирует. Грузинские власти объявили, что проведут фестиваль вина в России, на который пригласят самых известных западных и российских дегустаторов, чтобы вернуть продукцию в тамошние магазины. Аналогичные мероприятия планируется провести в Украине и Казахстане. Президент Саакашвили призвал и власти и винодельческие компании искать поиск новых рынков сбыта. Но…

Директор представительства Фонда развития «Кавказский институт демократии» Майя Николеишвили выразила недоумение по поводу того, что правительство оказалось застигнутым врасплох введенными санкциями. «Это ответ на регулярные оскорбительные выпады представителей властных структур в адрес российских чиновников. Чему же тут удивляться и недоумевать?!» – заявила она в эфире оппозиционного телеканала «202». По ее словам, Москве просто надоели большей частью необоснованные претензии грузинской стороны по различным вопросам и последовало такое наказание. «Произошедшее – еще одно свидетельство того, что нынешние грузинские лидеры занимаются не своим делом. Рассориться с соседом до такой степени можно только при большом желании», – таков смысл высказывания Николеишвили, а прогноз мало утешителен – в ближайшее время улучшения отношений с Россией ожидать не стоит.

В тяжелейшей ситуации, в какой оказалась страна, представители властных структур, тем не менее, пытаются сохранить лицо и присутствие духа. Правительство решило предоставить виноделам 3-месячную отсрочку по фискальным выплатам в госбюджет. Государственный министр по экономическим и структурным реформам Каха Бендукидзе, комментируя введенное эмбарго, заявил, что произошедшее подтверждает, что грузинские виноделы не искали дополнительные рынки сбыта, не пытались диверсифицировать сбыт своей продукции, почти целиком ориентируясь на традиционный российский рынок, сохраняя привычки с советских времен. «Запрет на наши вина и коньяки является еще одним доказательством их высокого качества. У России есть такая черта – отказываться от хорошего, в свое время она устраивала барьеры завозу и реализации голландских тюльпанов, американских куриных окорочков, норвежской рыбы и даже швейцарским часов и украинского молока», – пошутил Бендукидзе.

Но самим виноделам не до шуток. Почти 80 процентов экспортируемой продукции направлялось именно в Россию. Уже понесенные убытки все еще подсчитываются. И ясно, что они более чем серьезны. «Мы намерены начать интенсивные встречи с российскими заказчиками продукции, а также вести переговоры с административными работниками. Будут проверены все данные российских лабораторий по нашим винам», – сообщил журналистам председатель Ассоциации производителей грузинского вина Леван Коберидзе.

Несмотря на кажущуюся очевидность положения, в Грузии, тем не менее, возникло еще одно видение произошедшего. А именно. Москва умышленно или по глупости в очередной раз подыграла Саакашвили, у которого в последнее время заметно понизился рейтинг. Теперь вокруг него опять консолидируется общественность. Позиция его беспроигрышна. Удастся разрешить винный кризис – запишется в актив, не удастся – он опять заговорит о враждебности Москвы, о том, что она мешает развитию Грузии. А еще поговаривают, что, когда рано или поздно эмбарго будет снято, то на российский рынок вернутся не все компании, а только «приближенные» к грузинским верхам.