Мы не виноваты, виноваты законы

05/04/2006 Бабкен ТУНЯН

На фото изображен BMW 7-ой серии немецкого производства. Этот автомобиль считается так называемой машиной «люкс» класса: цена выпуска превышает 100 тыс. долларов США. Какое отношение это имеет к излагаемому ниже материалу, станет ясно в конце. Хотя многие уже после первых предложений могут понять о чем речь.

Ни для кого не секрет, что одной из основных проблем Армении (а может и самая главная) была и остается коррупция. По официальным данным, в течение 2005 г. из-за коррупционных преступлений наша страна потерпела ущерб в размере около 3,5 млрд. драмов.

В 2003 г. Армения приняла программу антикорупционной стратегии, была создана комиссия во главе с Андраником Маргаряном. В апреле 2004 г. в Генеральной прокуратуре РА был создан специальный отдел по борьбе против коррупции. А еще раньше, в январе 2004 г. наша страна присоединилась к группе стран по борьбе против коррупции Евросоюза – ГРЕКО.

Специалисты этой группы путем мониторинга оценивают коррупционные риски вступающей страны и делают соответствующие предложения. Оценка происходит в 2 тура. В первом туре оцениваемая страна отвечает на серию вопросов, приготовленных ГРЕКО, после чего группа специалистов на месте изучает законадательство, эффективность его действия и т.п.. Армения уже прошла эти 2 тура. В ходе состаявшегося с 6-10 марта 2006 г. пленарного заседания был представлен доклад об Армении. Этот доклад вчера представили журналистам руководитель делегации Армении в ГРЕКО Артур Осикян и советник президента РА, ответственный по борьбе против коррупции Баграт Есаян.

Честно говоря, никто не ждал серьезных раскрытий. Как мы уже многократно отмечали, любой гражданин нашей страны имеет больше информации по этому вопросу чем любой специалист. Как бы то ни было, после 2-х туров оценки, нашей стране был представлен состоящий из 24 пунктов список гарантий (предложений), основываясь на которых должны быть предприняты определенные шаги.

Первый же пункт уже вызывает смех: «В целях достижения максимальной эффективности антикоррупционных инициатив и программ необходимо, чтобы власти Армении провели исследования для получения более ясной картины коррупции и ее разных проявлений». То есть, наши власти не знают кто коррумпирован и только должны найти… Ведь большая их часть легко, без приложения особых усилий может обнаружить самых коррумпированных лиц республики просто утром заглянув в зеркало.

Также есть предложения организовать курсы переподготовки для государственных чиновников, «чтобы они докладывали об обнаруженных или подозреваемых случаях коррупции в процессе выполнения их обязонностей». Иначе говоря, «курсы стукачества», результативность которых, мягко говоря, подозрительна.

Сложно представить, что в нашей стране будет работать «программа защиты свидетелей», с которой наши соотечественники знакомы в основном из американских фильмов.

Большая часть предложений относится к реформированию законодательства. Докладчики тоже в оснавном говорили об этом, что естественно вызвало вопрос: только ли из-за недостатков законадательства процветает коррупция? По мнению Баграта Есаяна, без соответствующего законадательства бессмысленно говорить о борьбе против коррупции. Напомним, что в докладе Госдепартамента США о наркотических средствах, которая стала поводом для бурных дискуссий, также говорилось о коррупции в Армении. В частности, там отмечалось, что одно из главных препятствий по борьбе против этого явления – отсутствие политической воли. Советник президента не согласен с этим утвержением.

Специалисты группы ГРЕКО также придерживаются того мнения, что действующая законадательность не действует полноценно: «Несмотря на то, что уже были предприняты некоторые антикоррупционные шаги, и некоторые еще будут приняты, в системе еще существуют некоторые недостатки, как в смысле законадательства, так и применения существующих законов-програм и организованности судебно-правовой системы». А по словам наших, в последние 2 года был зафиксировансерьезный прогресс в сфере борьбы против коррупции. Например, генеральный прокурор РА Агван Овсепян отметил, что в течение 2005 г. было обнаружено и изучено 371 уголовных дел, что по сравнению с предыдущим годом больше на 18 случаев. Об этом напомнили также участники вчерашней пресс-конференции. 97 из этих 371 – должностные лица, однако среди них нет ни одного высокопоставленного государственного чиновника. Это тоже не ускользнуло от внимания специалистов: «…Данные об обнаружении и осуждении лиц, вовлеченных в серьезные случаи коррупции почти полностью отсутствуют. Все это дает основания предполагать, что на анти коррупционном поле еще многое предстоит сделать».

Советник Р. Кочаряна Баграт Есаян подчеркнул необходимость законодательства декларирования имущества и доходов физических лиц. В настоящее время такой закон существует для государственных чиновников. Несмотря на то, что он публичен, получение информации об имуществе и доходах какого-либо должностного лица связано с большой бюрократической волокитой, и в этом случае смысл закона почти пропадает, так как общество так и не может узнать, у какого чиновника какое имущество, или какая часть имущества декларирована, а какая – нет. По мнению советника, подобный закон, связанный с физическими лицами важен тем, что многие государственные чиновники имеют «армянский находчивый менталитет, они регистрируют свое имущество на имя своих тещ, тестей и других родственников». А при наличии соответствующего закона возникнут вопросы к родственникам и друзьям, и вопрос таким образом решится. Одним словом, господин Есаян – оптимист.

Особое внимание в докладе уделено вопросу неприкосновенности. В частности, отмечается, что правом неприкосновенности пользуются не только «члены оправданных рамок государственного аппарата», а судьи, прокуроры, кандидаты в депутаты, члены центральных и территориальных избирательных комиссий и даже кандидаты членов совета старейшин».

«Фактически, в период выборов в Армении есть тыясчи неприкосновенных лиц, это абсурд», – отметил Баграт Есаян. Конечно абсурд, но на абсурд похоже также то, что Б. Есаян узнал об этом только сейчас. Создается впечатление, что этот закон приняли не наши депутаты, а он был принят в Зимбабве и преподнесен нашему народу.

Зашла речь также о «подарках», полученных государственными чиновниками. Согласно нашему законодательству, государственный чиновник имеет право не декларировать те подарки, стоимость которых не превышает пятикратный размер их зарплаты. Однако не отмечается, насколько часто можно принимать подарки. Т.е., государственный чиновник, получающий 100тыс. драмов может принять 450-тысячный подарок по нескольку раз за день, неделю и так далее. Должно быть пересмотрено также это положение, так как оно имеет непосредственную связь с оформлением взяточничества. И нынешний закон позволяет государственным чиновникам «есть» мало, но часто. К сведению отметим, что, к примеру, согласно законодательству Англии, взяткой считается тот подарок, который невозможно съесть в течение 24 часов.

Вернемся к машине на фото. Такую машину ведет начальник Государственной таможенной службы РА. Более занимателен пример Генерального прокурора РА, основной функцией которого является не организация кругового танца или древонасаждения,а борьба против преступлений (в том числе коррупции). Кстати последний разъезжает в не менее дорогостиящей машине марки Volkswagen Phaeton. Интересно, приобрел ли господин Овсепян машину своей зарплатой, или средствами государственного бюджета? Она не может быть подарком, так как это будет противоречить нашему «неполному» законодательству, если конечно машину не дарили по деталям. И интересно, заметили ли члены группы ГРЕКО в каких машинах разъезжают и в каких домах живут «слуги народа».

Нужно отметить, однако, что реформирование законодательства не принесет вреда. Дашнак Баграт Есаян настроен оптимистично и уверен, что наш парламент очень скоро примет предлагаемые проекты и поправки, так как «у нас есть коалиция, которая выразила готовность участвовать в борьбе против коррупции». Он предложил обратить внимание на те политические силы, которые выступят против этих изменений, и подчеркнул, что законопроект о декларировании имущества и доходов физических лиц был отклонен группой НС «нардепутат». Не будет лишне отметить, что против внесенного с 2002 в повестку законопроекта выразилась также фракция НС «Оринац Еркир», которая также является членом коалиции. А то создается впечатление, что все хотят уничтожить коррупцию, а «Нардепутат» не хочет. Мы попросили разъяснений у руководителя группы Карена Карапетяна: «Мы считаем, что должны быть декларированы доходы всех слоев общества, но этот процесс должен быть постепенным, если мы хотим создать некоррумпированное общество. Есть также социальный фактор вопроса. В ходе обсуждения проекта наша группа была против порога декларируемых доходов и предложила организовать процесс в начале по отношению к богатому слою, и потом уже к другим», – отметил господин Карапетян и добавил, что если законопроект будет представлен с теми же принциами, они, как и прежде, проголосуют против. Отметим также, что аргументы «Нардепутат»-а и «Оринац Еркир» почти не отличались и в них не отсутствовала логика. А если после парламентских выборов 2007 г. больше не будет коалиции? Господин Есаян спокоен, ведь Роберт Кочарян останется до 2008 г.

Одним словом, ГРЕКО дала нам срок в 8 месяцев. Надеемся, что дашнак Баграт Есаян будет максимально содействовать процессу искоренения коррупции в РА. Скажем, он сам может участвовать в предложенных ГРЕКО курсах, и потом сообщать в соответствующие органы об имуществе и доходах свох коллег, их тестей, тещ, и, почему бы и нет, своячениц. В противном случае, если не будут выполнены 24 гарантии, то, как заверили докладчики, у нас возникнут серьезнейшие проблемы с ГРЕКО и СЕ. Наверно настолько же серьезнейшие, как и после выборов 2003 г. и референдума 2005 г.