Большая стирка в фонде «Линси»

02/04/2006 Арман ГАЛОЯН

Контрольная служба президента начала осуществлять проверки в фонде «Линси», координатором которого во время пребывания в должности руководителя аппарата президента был Арташес Туманян. Кстати, после отставки Туманяна, по указу Р. Кочаряна, руководителем армянского офиса фонда «Линси» был назначен руководитель аппарата президента Армен Геворкян. И многие считают, что если власти захотят, в результате этих проверок много чего может обнаружиться. Тем более, что после отставки Арташеса Туманяна его уже успели пригласить к себе сотрудники главного отделения против организованной преступности Полиции РА, а также СНБ.

Пока контрольная служба президента проводит проверки в фонде «Линси», поговорим о строительных работах, проводимых фондом «Линси» в Ширакском марзе.

Итак, с 2001 г. в Ширакском марзе стартовали работы фонда «Линси». Американский благотворитель армянского происхождения Кирк Киркорян с этой целью передал РА 155 млн. долларов, из которых 44 млн. долларов было направлено на жилищное строительство в зоне бедствия. Программа была осуществлена в 2003 г. И в рамках фонда «Линси» только в Ширакском марзе было построено и реставрировано 3 тыс. 674 квартир.

Однако многие в Гюмри считают, что осуществленное фондом Линси строительство на самом деле было большой стиркой. И для того, чтобы благополучно довести эту стирку до конца, решающую и преимущественную роль должны были иметь свои люди. И по этой логике в фонде «Линси» на ответственные должности были назначены люди родом из Ванадзора. Родом из Ванадзора был также председатель координирующего совета Арташес Туманян, руководитель офиса осуществления программ зоны бедствия Грайр Саргсян и прочие. А по свидетельству наших источников, стоящих близко к фонду «Линси», по удивительному совпадению в проведенных между строительными организациями конкурсах, побеждали в основном компании ванадзорского происхождения, а технику и рабочую силу брали уже из Гюмри. Отметим, что эти конкурсы проводились в Ереване и в большинстве своем были закрыты для общества. Кстати, как утвержадают наши источники, руководителей победивших в этих конкурсах строительных компаний в последствии по очереди пригласили в 6-ое отделение полиции и посоветовали «в письменном виде исповедаться».

А в начале программы фонда «Линси» гюмрийцы очень обрадовались: наконец и в Гюмри открылись рабочие места и рабочие не будут вынуждены отрываться от семей для зарабатывания денег вне страны. Но поработав два месяца они просто разочаровались. Зарплаты рабочим начали выплачивать с большим опозданием. В результате, рабочие один день работали, а на другой устраивали акцию протеста у Ширакской префектуры. В те дни из фонда «Линси» заверяли демонстрантов, что они добросовестно перевели суммы и направляли их к руководителям строительных компаний, которые оправдывались, будто втрое- вчетверо подорожали основные стройматериалы и они на сумму их зарплат приобрели стройматериал. Тем временем, как сообщают наши источники, руководителям этих строитевльных организаций было четко указано, конкретно от кого и по какой цене им следует покупать стройматериал, в противном случае угрожали применить к ним меры наказания. Например, несмотря на то, что в Ширакском марзе нет недостатка в базальтовых рудах, для дорожного строительства базальт привозится из Сисиана, считая это экономически более выгодным, качественно более высоким. Кроме того, было предусмотрено средствами фонда «Линси» осуществить также очистительные работы на прилегающих к построенным и реставрированным зданиям участках. Однако в конце оказалось, что денег не хватает, и специально с этой целью 300 млн. драмов было выделено из государственного бюджета. Кстати, еще об однoм небезынтересном факте. Было предусмотрено закончить осуществляемые фондом «Линси» строительные работы к 2003 г. Но по ряду объективных и субъективных причин строительство затягивалось, и, для того, чтобы уложиться в установленные сроки, было преподнесено оригинальное решение. Было решено построить в Гюмри на 120 квартир меньше, построив вместо 5-этажных зданий 4-этажные, и вместо 4-этажных – 3-этажные. Что касается качества строительства, об этом и говорить не стоит. После сдачи зданий в эксплуатацию гюмрийцы неоднократно жаловались на протекающие крыши, неисправность водопроводных и канализационных труб.

Сразу после окончания программы в Гюмри появилась целая партия шикарных иномарок. А хозяевами этих шикарных автомобилей, между прочим, были исключительно те люди, которые в той или иной степени были замешаны в программе «Линси».

Кстати, мы поинтересовались у префекта Ширака дашнака Ромик Манукяна, возможно ли, чтобы после проверки проведенного фондом «Линси» строительства были обнаружены случаи злоупотребления, что в последствии отрицательно отразится на судьбу Арташеса Туманяна. «Есть офис осуществления программ фонда «Линси», пусть они и ответят на этот вопрос. Но, в любом случае, скажу, что деятельность фонда «Линси» внесла большие изменения в строительство. Программа «Линси» внесла новое качество в жилищное строительство. Были построены очень комфортабельные квартиры. А об остальных вопросах пусть думают те, которые проверяют или дают поручения. Я не хочу затрагивать этот вопрос. Но где есть работа, там, естественно, есть и дефекты», – сказал префект Ширака дашнак Ромик Манукян. Странно, однако, что обо всем этом в высших инстанциях узнали только сейчас.