Оппозиция объединилась. Еще несколько месяцев назад полное объединение мало-мальски видных политических сил Грузии казалось делом немыслимым: уважаемые элитарные республиканцы не скрывали своего в некотором роде снисходительного и скептического отношения к мастерам популистского жанра – лейбористам, которые в свою очередь, не стесняясь, называли консервативную партию искусственной лабораторной оппозицией, и т.д. Из забвения восстал даже такой маргинал как Ираклий Церетели – политик митингов и улицы времен Звиада Гамсахурдиа. Пестрейший симбиоз политических организаций преследует одну-единственную сил – сокрушить правящее «Единое национальное движение», которое, объективно говоря, давно уже не единое и интересы нации тоже перестало отражать, защищая, с недавних пор, кажется, исключительно свои – продлить пребывание у штурвала власти, абсолютно не прислушиваясь к участившемуся мнению о том, что, не умея толком этим штурвалом управлять, они рискуют устроить грузинской государственности судьбу «Титаника». Только вместо айсберга – собственный народ, два с лишним года назад однозначно поддержавший революцию.
Власти глухи к перманентным многотысячным митингам, проходящим около госканцелярии. Они по-прежнему циничны в своих действиях и замечаниях. Такое поведение и манеры могли бы быть свидетельством силы. Но с учетом плачевного состоянии страны, чему не в малой степени способствуют грубейшие ошибки властей, их откровенный дилетантизм, манеры эти говорят, скорее, о слабости.
Третью неделю грузинские мелкие торговцы протестуют против обязательного установления кассовых аппаратов, требуя отсрочки хотя бы до лета. Власти глухи, лишь изредка позволяют себе заявления, что протесты – пустое дело, все равно аппараты с серьезными штрафными санкциями против нарушителей правил торговли будут внедрены сейчас. Группа депутатов, пытаясь встретиться с премьером по этому вопросу, вынуждена была объявить голодовку в его же приемной. Только после этого премьер их принимает. Однако беседа не получается – премьер лишь в очередной раз подтверждает незыблемую позицию властей по вопросу кассовых аппаратов.
В это же время проходят акции протеста против необъективного расследования убийства сотрудника одного из местных банков Сандро Гиргвлиани (о чем «168 часов» писали в одном из последних номеров). В преступлении замешаны высокопоставленные чиновники МВД. Несколько недель в Тбилиси раздаются требования об отставке минстра ВД Вано Мерабишвили. Президент Михаил Саакашвили на брифинге заявляет, что Мерабишвили – блестящий министр, и требования об отставке – пустая трата времени и сил. «Ну что мне Шалико сюда привести, это нереально», – смеясь, говорит президент в телекамеры. К слову, пренебрежительно упомянутый президентом «Шалико» – глава популярной оппозиционной Лейбористской партии Шалва Нателашвили, чей рейтинг, согласно данным фонда ГОРБИ, уже превышает президентский.
В Тбилиси сгорела школа. На телеэкранах появляется мэр Гиги Угулава. Нет, он не говорит о том, что школа будет отремонтирована-отстроена. Вернее, он об этом говорит, но после того, как обвиняет в поджоге школы бизнесмена и депутата Валерия Гелашвили. «В свое время он хотел купить и школу и ее территорию, а когда мы отказали, он ее поджог», – говорит самоуверенный мэр, забывая о презумпции невиновности, о том, что следствие не то что не завершено, но и вовсе пока не возбуждено. Несколько растерянный Гелашвили, комментируя обвинение, заявил, что подаст на Угулаву в суд. Мэр в ответ: «Мне наплевать. Куда хочет, пусть подает. Я знаю, что школу сжег он». Это несколько примеров манеры поведения властей, которые себя не иначе как лидерами демократии на постсоветском пространстве не называют.
«Наших депутатов арестовали в Минске, потому что диктаторы нас боятся!» – сказал Саакашвили, узнав, что белорусские власти сдержали свое обещание и не допустили грузинских парламентариев до мониторинга за выборами. «Мы продолжим борьбу против империи, мы будем бороться за демократию!» – в очередной раз заявил он, подтверждая мнение наблюдателей, что Саакашвили в последнее время все труднее говорить на какие-то конкретные темы, и он пускается в абстрактные речи о неизбежности революций, о борьбе с врагами, об их происках, о прокладке дорог геополитической важности, о строительстве ледового дворца – все остальное, очевидно, сделано и осталось развивать фигурное катание с хоккеем!
Один из депутатов парламента, узнав об инциденте с депутатами в Белоруссии, в сердцах заявил: «Куда мы их посылаем? Какое нам дело до Белоруссии? Зачем мы туда суем свой нос? Гораздо лучше, если бы мы как-нибудь за собой и своей страной присмотрели». Но нет сомнений в том, что власти не услышат и эти слова…