По приглашению «Кавказского института демократии» в Армении находится директор одного из самых большых и богатых музеев – Российского эрмитажа, востоковед Михаил Пиатровский, который отмечает, что охотно вернулся в свой родной город. «Я здесь родился, очень хорошо помню мой двор и улицу.
Ереван, конечно изменился, но сохранился его интеллигентный дух. А мой сын, который впервые приехал в Армению, даже сказал мне. «Хочу остаться здесь, потому что имею много родственников». Отец Михаила Пиатровского, известный палеонтолог Борис Пиатровский, участвовал в раскопках Кармир Блура, во время которых и встретил свою будущую жену – армянку, археолога Рипсиме Джанполадян. «Отец говорил, что самой ценной находкой из Армении была моя мать»,- говорит М.Пиатровский. Его визит очень перспективен для наших музеев. «У нас много работ с армянскими музеями»,- говорит он. Формы сотрудничества будут ясны спустя некоторое время, когда Пиатровский встретится с директором нашей Галереи и с директорами нескольких музеев. А до этого он прочел обширную и красивую лекцию для студентов Славянского университета, представляя историю Эрмитажа и нынешнее положение. Пиатровский начал руководить Эрмитажем в 1992 г., когда все музеи бывшего Советского Союза находились в кризисном положении. Научный работник, бизнесмен, исследователь политики искусства М. Пиатровский хорошо знает, что нужно музеям, чтобы вырваться из финансовой ямы. По его мнению, музейное дело, благодаря менеджменту, может принести хороший доход, одновременно не забывая об ответственности.
Сегодня Эрмитаж не только музей, он имеет свой собственный оркестр, концертную сцену, киностудию и радиостанцию. Пиатровский уверен, что музеи во всех странах мира стали привлекательными для общества. «Музеи самые демократичные учреждения искусства и их роль в наши дни очень возросла, поскольку там люди узнают о жизни и истории. Музеи всегда были очень консервативными, многие даже называли их «могильниками», но что плохого в могильнике? В нашем теперешнем виртуальном мире можно прийти в музей и пообщаться с реальными картинами и вещами. И с этого общения начинается работа мысли. Музейные экспонаты сами рассказывают о себе, а также беседуют друг с другом». Для доказания этой мысли в Эрмитаже часто разные культуры и эпохи представляются очень гибко и оригинально. Например, рядом с полотном Матиса «Беседа» представлена ассирийская картна скалы, с тем же названием, которое Матис часто копировал в Лувре. А женские образы Пикассо и Джорджоне представлены рядом и дают повод к размышлениям, когда пытаешься сравнить стандарты женской красоты в разные эпохи.
Эрмитаж открывает свои филиалы в разных странах мира.. Эрмитаж уже в Амстердаме, Казане и Лас Вегасе. «Очень интересным получился Эрмитаж в Лас Вегасе. Мы совместно с музеем Гугенхаймера, в здании построенном из ржавого железа представляли искусство средневековья»,- говорит Пиатровский, для которого музейое дело всегда похоже на конкуренцию. Он старается приобрести новые работы и найти новые методы преподнесения искусства. Одна из последних работ , приобретенная Эрмитажем, была картина Малевича «Черный квадрат», который подарил музею один из российских предпринимателей. А одной из новых форм преподнесения искусства это организация приемов. «Так было в Эрмитаже со времен Екатерины Второй, когда в музее, говоря сегодняшним языком, проводились хеппенинги»,- говорит он.
М. Пиатровский также считает, что вход во все музеи должен быть бесплатным, но в Эрмитаже это пока неосуществимо. Дети, студенты и пенсионеры приходят в Эрмитаж бесплатно, а вход граждан РФ намного дешевле, чем иностранцев. «Мы не можем за вход заплатить 10$, а это значит, что не будем ходить в музеи»,- говорит директор Эрмитажа.
Религия и искусство
М. Пиатровский умеет одновременно жить в нескольких системах искусства. Он понял, что переходя «из одного искусства к другому, видишь, что то, что красиво и нравственно в твоем искусстве, считается безнравственным в другой культуре». На наш вопрос, как воздействуют религия и искусство друг на друга и насколько они важны для гармоничного развития человека, известный арабист Пиатровский ответил. «Религиозное и светское исскуство различны, но думаю, что все зависит от человека. История преподносит нам различные виды гармонии, но люди с трудом усваивают уроки истории. Ведь многие века християне мастеров исламского мира приглашали в свои страны , давая заказы. Тогда не было проблем с общением. При желании это и сейчас возможно. Различия в искусстве не должны давать повод для противоборства. Как мы принимаем факт существования исламского экстремизма , так и исламский мир принимает экстремизм христиан. В Эрмитаже мы часто проводим выставки мусульманского искусства, цель которого доказать всем, что два искусства не исключают друг друга». Пиатровский своим основным делом считает создание диалога искусств. И напоминает, что в Эрмитаже отдел Востока был создан именно армянским востоковедом Иосифом Орбели. М. Пиатровский не отдает предпочтения ни одной религии, и как блестящего специалиста Корана и Востока, мусульмане считают его более опаснее неверующего. Скоро в Эрмитаже откроется салон Урарту, и выйдет в свет журнал «Христианский восток». «Видя и изучая исскуства мира, понимаешь, что ты всего лишь маленькая букашка, даже если ты прекрасный человек»,-уверен он.