Новая война ничем не будет оправдана

22/03/2006 Арман ГАЛОЯН

Предлогом переворота 1998 г. был нагорно-карабахский вопрос, как будто первый президент РА Левон Тер-Петросян в этом вопросе выбрал решение, противоречащее интересом Армении. Ровно 8 лет спустя, после отставки первого президента вопрос НКР все еще не решен. Более того, заявления прозвучавшие во время последнего интервью нынешнего президента Роберта Кочаряна даже проправительственные партии охарактеризовали как «объявление войны». И, не смотря на то, что опасность войны среди нас растет, АОД, которого казалось бы эта ситуация должна была волновать больше всех, совершенно изолировалось от политических процессов. Об этом наша беседа с заместителем председателя правления АОД Андраником Овакимяном.

– По вашему, в чем была причина провала встречи в Рамбуйе?

– Весь процесс , начатый с 1998 г. – всего лишь имитация. Стороны создают иллюзию, однако всем ясно, что вопрос НКР как в 1998 г., так и сейчас всего лишь для удержания власти. И в Армении, и в Азербайджане неурегулирование этого вопроса способствует сохранению власти. И ситуация «не война, не мир» дают правоохранительным органом армии двух стран возможность иметь большие воздействие и на политику, и на экономику. Было очевидно,что осторожный оптимизм властей ни к чему не приведет. Гвоздем 1998 г. было одно. Так как в вопросе статуса НКР, РА, Карабах и Азербайджан продерживаются диаметрально-противоположных позиций, то нужно оставить этот вопрос в стороне и начать с решения других вопросов, если действительно есть желание урегулировать конфликт.А если желания нет, стороны садятся, один говорит «независимость», другой – «территориальная целостность». В итоге переговоры сразу кончаются. Все намного более приземленно, чем мы себя представляем. Просто они не хотят решать вопрос и будут делать все, чтобы сохранить статус-кво.

– До каких пор можно будет сохранить статус кво?

– До тех пор, пока мировое сообщество не займется этим вопросом всерьез. А методов принуждения у мирового сообщества много. Особенно, если учесть уровень коррупции в РА и Азербайджане, сфальсифицированные выборы. Мировое сообщество попытается всерьез заняться этим вопросом, очень быстро его урегулировать, однако в этом случае решение уже будет во вред Армении. Есть еще и другой вариант, на который ставит Азербайджан. Они усиливают экономику страны, увеличивают военные расходы, в результате чего могут решить вопрос и военным путем.

– Но как будто бы Запад начал свои давления. В последнее время, особенно после встречи в Рамбуйе, начали часто упоминать, что в РА и Азербайджане на довольно низком уровне находится защита прав человека и нам должны помочь строить демократию снизу вверх.Разве это не давление, о котором вы говорите?

– Думаю, все это можно рассматривать как начало чего-то. Если учесть неадекватные оценки, состоявшемуся у нас референдуму или прошедшим в Азербайджане выборам, то можно сказать, что сам процесс еще не был начат.

– По вашему только стороны не хотят прийти к урегулированию вопроса или этому мешают и другие обстоятельства?

– РФ, например, всегда будет делать все,. чтобы эти полувоенные очаги и в Карабахе, и в Осетии, и в Абхазии так и остались. Это дает возможность принуждать все стороны к чему то. Однако это естественно, так как РФ ведет политику, исходя из своих интересов. Тем более, что Армения в сущности стала дубинкой РФ на Южном Кавказе, которым пытаются воздействовать на тот или иной процесс.

– Но последние заявления РФ как будто доказывают обратное, – что РФ готова помочь сторонам в урегулировании вопроса.

– РФ в этом промежутке потерпело очень много дипломатических поражений, а заявление Путина, в сущности, остались в воздухе и не имели развития. Это были всего лишь слова и это нельзя считать активизацией. По моему сегодня никто, в том числе и сопредседатели, не определились в своих дальнейших действиях.

– Роберт Кочарян заявил, что если Азербайджан выйдет из переговоров, РА признает независимость НКР. Даже проправительственные силы оценили это как «объявление войны».

– К сожалению, эти вопросы решаются не в Армении и не в Азербайджане, и их решают не Роберт Кочарян и не Алиев. Они будут поступать так, как укажет им Запад. То, что с обеих сторон звучат воинственные заявления, естественно. Когда 28-го февраля организовали митинг, в сущности пытались показать мировому сообществу, что имеют серьезные проблемы, и не то, чтобы они не хотели урегулирование вопроса, а общество, народы к этому не готовы.

– По вашему, насколько велика угроза войны?

– Еще в 1998 г. мы четко оформили, что альтернативой взаимных уступок является война и до сих пор остаемся при той же мысли, что чем дальше продолжается это положение, тем больше увеличивается вероятность возобновления военных действий. Этому способствуют и власти. Уверен, что общества РА и Азербайджана не пойдут на это, так как эта война уже ничем не будет оправдана. Это будет значить, что политические элиты не смогли договориться и если дело дойдет до войны, то ответственность за нее несут власти.

– АОД ушел от власти в результате прошедшего под предлогом вопроса НКР переворота. Если сегодня по вашей оценке велика вероятность возобновления войны, то почему ваша партия не выражает свою обеспокоенность, не требует отчета от сегодняшних властей?

– Ясно, что они хотя бы для внутреннего воздействия делают воинственные заявления. Но процесс продолжается и нужно видеть, какой этап чем начинается, на что пойдут власти, как поведет себя мировое сообщество. И после этого уже можно пойти на серьезные шаги.

Аннулировать ситуацию, основавшись на неоконченном процессе, неблагодарное дело. Но другие политические силы также не повели себя адекватно положению. Нужно учесть, что предвыборный год, идут такие процессы. И люди заняты другим, в каком списке быть или как попасть в НС. Это касается и властей и определенной части оппозиции. Кроме того, нужно отметить, что сегодня экономическая ситуация в РА меняется – дорожают газ, продукты первого потребления и власти сейчас с помощью призрака войны пытаются смягчить напряженную социальную ситуацию.