Опасное обострение. Опасное бездействие. Опасная трактовка

17/03/2006 Юрий СИМОНЯН

В Цалке по пьяному делу случилась драка. Один погиб. Еще двое получили ранения. Пятеро задержаны по подозрению в убийстве. Сельчан, решивших устроить над убийцей самосуд, разогнал отряд специального назначения. По факту убийства возбуждено уголовное дело.

Эту печальную информацию можно доставить до потребителя и в другой обертке. Например, в такой. Несколько молодых цалкинских армян ужинали в ресторане в центре города. Уже на улице, когда они собрались уходить домой, на них напала толпа недавно переселенных в Цалкский район из-за экологической катастрофы сванов или аджарцев. Этнический конфликт завершился убийством одного армянина и ранением двух. Несколько человек из группы нападавших были задержаны. Однако местные армяне, не веря в объективность грузинского следствия, решили устроить над ними суд Линча. Правоохранительным структурам пришлось вызывать подкрепление, которое и разогнало бушующую перед местным отделением полиции толпу. Еще несколько армян получили ранения в столкновении с полицией.

Обе информации об одном и том же происшествии имеют право на существование. Одна скупая, не раскрывающая подробностей трагедии. А другая… Стоп! В другой с более резкими акцентами присутствует опасное словосочетание «межэтническое столкновение в Цалке». И именно эту форму предпочло большинство СМИ как местных, так и зарубежных в освещении произошедшей трагедии. Я не склонен утверждать, что последовавшее после убийства в Цалке массовое выступление армян в Ахалкалаки с требованием предоставить автономию, связано только и именно с публикациями в СМИ. Но совпадение налицо. Так, что же произошло – пьяная бытовуха или избиение с убийством по этническому признаку? Разница ясна и ребенку!

Мои источники в Цалкском районе сообщили, что обе компании сидели в одном и том же ресторане и повздорили именно по пьяному делу. Позже эту информацию подтвердил депутат парламента, заместитель председателя «Союза армян Грузии» Ван Байбурт. Т.е. могли поссориться и армяне, и сваны, и греки, и… словом, кто угодно. Отрицать существующую в районе наэлектризованность между местным населением и экологическими переселенцами нельзя ни в коем случае, и было бы глупо ее отрицать. Она есть. Чтобы она не переросла во что-то более тяжкое сюда несколько месяцев назад были передислоцированы дополнительные силы министерства внутренних дел. Однако стычки, естественно, бывают. Но их первопричину надо искать не в какой-то национальной неприязни, а в том, что, переселив в климатически тяжелый и далеко не самый благополучный в социальном смысле район страны перенесших экологические катастрофы сванов и аджарцев, власти, по сути, посчитали свою миссию выполненной! Но около каждой околицы или кабака «зондеркоманду» не выставить. К каждому свану, армянину, греку или аджарцу полицейского не приставить… Необходим стратегический фундаментальный подход к тлеющей гирлянде противоречий, имеющих на первый взгляд чисто этнический характер, но в корне – социальный. Пожар может разгореться, и примет он, вероятно, не социальный, а именно этнический характер, потому как власти, похоже, не склонны выносить полезные и необходимые уроки из не такого уж и далекого прошлого. Дело это нелегкое – куда легче и приятнее фонтаны устраивать и скверы разбивать. Но крайне нужное. Необходимое, потому как игнорирование складывающегося в Цалкском районе положения может довести до большой беды.