Кофейный рынок Армении

17/03/2006 Бабкен ТУНЯН

Сегодня в Армении довольно большое число составляют компании, прозводящие кофе. Для того, чтобы составить представление об их количестве, достаточно посмотреть телевизор, обращая внимание на рекламы разных компаний. Мы уже отмечали, что производство кофе – дело нелегкое , однако слишком большое число действующих в этой сфере компаний компаний заставляет думать, что либо производство кофе не требует большого труда и так говорят производители, чтобы “напугать” инвеститоров, либо наши предприниматели чрезвычайно способны и хорошо разбираются в этом деле. Есть еще 3-й вариант – производят некачественный кофе, а это легко. В конце концов на качество кофе особо внимания не обращают ни потребители ни соответствующие органы. Как отметил человек, близко стоящий к сфере, сейчас модно иметь кофейный „цех” и многие влиятельные люди совсем не против кроме маршрутных линий иметь со стороны такое дело. И несмотря на это большое количество, довольно трудно получить достоверную информацию о кофейном рынке. Для проведения серьезного исследования серьезным препятствием является не только теневой оборот, но и нежелание некоторых органов /об этом поговорим отдельно/ и самих предпринимателей в вопросе предоставления информации.

 Отношение государственных органов не было для нас новостью, однако конспиративность производителей кофе иногда действительно непонятна. К примеру, многие скрывают объем продажи или экспортирования, считая это коммерческой тайной. Между тем большие масштабы являются самым серьезным свидетельством качества и хорошей репутации.

В кофейной сфере действительно действует сильная конкуренция, которая иногда перерастает в недобросовестную. Пресс-секретарь государственной комиссии по защите экономической конкуренции в беседе с нами подчеркнул, что на кофейном рынке никто не занимает доминирующую позицию, в этом смысле проблем нет. В число зарегистрированных нарушений входят случаи недобросовестной конкуренции, незаконном использование названий известных марок кофе на этикетках, производимого и реализуемого на продуктовом рынке другими экономическими субъектами, незаконное копирование лицензированных пакетов, что может вызвать замешательство в связи с предложенным другим экономическим субъектом товаром и т.д. Так, в течении 2004 г. нарушения допустили следующие компании: частный предприниматель Тигран Алексанян /производство кофе «Кардинал» и реализация в однотипных пакетах, лицензированных компанией «Феро»/, ОАО Прошянский коньячный завод /использование слова «Maxwell” на этикетках, производимого и реализуеного компанией кофе, которое было очень похоже на одноименный товар, производимый другим экономическим субъектом /Крафт Фуду”/ компании “Вива-Арго”, “Братья Армен-Амик”, “Феро”, “Миднаван”, “Макор”, “Воске шохер”, “Кафе Мезон”, “Держава” и другие.

 По нашим сведениям, на кофейном рынке сегодня действуют более 15-и субъектов. Время от времени на рынок стараются втиснуться частные предприниматели, которые не выдержав конкуренции, через короткое время покидают его. В целом кофейный рынок можно разделить на три части. Дешевый кофе, который в молотом и упакованном виде продается за 200-300 драмов, средний кофе, стоимостью около 500 драмов, и так называемая “элитная” часть, где цена за 100 гр. кофе начинается с 1000 драмов. По причине низкой платежеспособности нашего населения удельный вес дешевого кофе на кофейном рынке составляет 80%. Компании, производящие кофе, учитывая этот спрос, в основном ориентируются на эту часть потребителей. Есть несколько компаний, производящих дорогой кофе. Одна из них «Парижский кофе”, который является пионером этого рынка и уже довольно известна в республике. К числу этих компаний принадлежит также “Джаззве», который кроме кофейного бизнеса уже вывел на продажу собственный кофе. Впрочем, в отличии от других компаний, “Джаззве” производит кофе не в Армении, а заказывает одной из известных итальянских компаний и оттуда импортирует в Армению. Такой способ ощутимо поднимает себе стоимость товара, однако по мнению совладельца компании Микаэла Минасяна, потребители ценят настоящее качество.Он также сообщил, что многие известные компании, производящие кофе, действуют таким образом: создают свой “букет» , заказывают какой то серьезной компании /которых в мире всего несколько/, а сами занимаются рекламой своего брэнда и продажей. То есть предлагаемый разными компаниями кофе в действительности может быть произведен в одном и том же месте. Многие спрашивают: а почему в Армении не производится растворимое кофе? По словам господина Минасяна, необходимое для производства такого кофе технология стоит довольно дорого. Поэтому производством растворимого кофе занимаются редкие компании, например «Нескафе”.

 Среди бывших стран СССР до сих пор такую роскошь смогла себе позволить только “Роскафе”.

 Наши компании экспортируют кофе в основном в Грузию, Россию и некоторые страны Восточной Европы. К примеру, компания «Роял- Армения” около 80% своего производства экспортирует в Болгарию, Иран, Россию, Беларусь, Украину и Грузию.

 Что касается экспортирования кофе в европейские страны, то здесь дело обстоит сложнее. У европейцев очень строгие требования к импортируемым товарам, что создает дополнительные трудности у армянских компаний, хоть и есть такие, которые смогли завоевать доверие европейских потребителей и успешно сотрудничают. Например, тот же “Парижский кофе” экспортирует свой товар во Францию, жители которой, пожалуй, самые капризные в вопросе выбора кофе. Компания «Феро” согласно информации, размещенной на интернет сайте, экспортирует кофе в США, Англию и ряд стран Шенгенского соглашения. Пока таких компаний несколько, однако, будем надеяться, что в будущем их число возрастет.

 Таким образом можно заключить, что кофейный рынок в Армении более или менее развит, хотя бы большим количеством участников. Проблемы, которые имеют здесь место, есть и в других сферах экономики нашей страны. На наш вопрос, какую проблему считают самой большой, почти все без исключения компании отвечали – недобросовестная конкуренция, то есть жаловались друг на друга. Например, директор по маркетингу компании «Валетта” /кофе “Глория” /Нунэ Айрапетян пожаловалась также на проводимый против них черный “РК”. Компания ориентируется на среднй слой потребителей, максимальная цена кофе 300 драм /100 гр. молотый/. Появившиеся в последнее время в прессе публикации о составе молотого и упакованного кофе. по мнению Н..Айрапетян, были организованы заинтересованными людьми, направленными против компаний, производящих молотый кофе. Все эти явления понятны, так как мы живем в рыночных отношениях. Естественно и то, что конкуренция может иногда выходить за границы дозволенного. Можно понять также то, что каждый считает свой кофе самым хорошим, самым особенным, самым чистым. Люди конкурируют друг с другом самыми разными средствами, а в случае с Арменией, это носит более ярко выраженный характер. Кроме конкурирования друг с другом, необходимо найти общий язык с налоговыми, таможенными и другими структурами, поэтому понятно также то, что за спиной почти всех производителей кофе стоят довольно влиятельные лица. На то и государство, чтобы обеспечить равные условия конкуренции и здоровую деловую атмосферу.

 Однако создается впечатление, что у государства совершенно иная цель. На вопрос, какое самое большое препятствие на пути наших местных производителей, один из наших собеседников, недолго раздумывая, сказал – чиновник. Обратившись к государственным структурам, отметим также, что почти все выражают недовольство именно таможенной структурой. Не секрет, что любой импортер “покоряется” /проходит под мечом этой структуры. Наше таможенное законодательство, как будто нарочно, разработана с целью зарабатывания денег «извне”. Документ, подтверждающий цену приобретения товара, не имеет какого-либо значения для таможенника. Порядок оцениваний дает возможность «маневрировать”. Таможенный работник сам определяет стоимость импортируемого товара и в соответствии с этим взымаются таможенные налоги и налог на прибавленную стоимость. . Действует следующий механизм – дашь больше, напишу меньше, дашь меньше, напишу больше. В зависимости от того обстоятельства, кто за кем стоит, договоренности бывают разные. К примеру, по словам представителя «Роял-Армения», они произвели подсчет и выяснили, что таможенный служащий только от импортирования кофе ежегодно получает около 1 млн долларов «левого» дохода.

Есть и другое интересное обстоятельство – оформление низкой таможенной стоимости через взятки не дает ощутимой пользы импортеру. Если установливается низкая стоимость кофе, и следовательно падает таможенный налог и НПС, в последствии это имеет обратное действие. То есть производитель кофе в больших размерах платит НПС и подоходные налоги. И чтобы избежать таких потерь, производитель должен скрывать реальные размеры свеой прибыли, либо низкой ценой, либо маленькими объемами продажи. Вот вам классический пример «борьбы» против теневого оборота.

Будет наивностью предполагать, что производители кофе не рассчитали всего этого. Просто люди хотят избежать лишней головной боли.

Хотя создалось впечатление, что статья была не о кофе а о Государственном таможенном комитете, однако нет такой сферы, где влияние этой структуры не было бы очевидным. И говорить о любой сфере экономики, основываясь лишь на экономических объяснениях и закономерностях, статистических данных, будет возможно только тогда, когда не народ будет служить чиновнику в Армении, а наоборот.