Заголовок позволяет приблизительно предположить о чем идет речь. «Российское правительство хочет защитить свою экономику от иностранных компаний. Министр экономического развития Герман Греф заявил в Москве, что возможно, в около 39 сферах экономики будут применены ограничения международных инвестиций». Министр в первую очередь подчеркнул важность сфер обороны и атомной промышленности, а также те отрасли экономики, которые имеют стратегическое значение для страны. В их число входят авиационная промышленность, крупные рудники нефти, золота и меди. Автор статьи Андрес Ниссман с легкой критикой подходит к этой инициативе, считая, что она содержит элементы протекционизма. Однако с другой стороны, для него приемлемо то, что каждая страна должна в первую очередь думать о своей безопасности и собственных производетелях. В статье отмечено, что в ряде европейских стран в течение последних недель начали предприниматься шаги для защиты местных компаний от иностранных производителей. Отметим также, что соответсвующий законопроект будет представлен в Государственную Думу России до конца этого месяца.
Каким обраом все это связано с нами? По интересному совпадению или иронии судьбы в эти дни вниманию армянских парламентариев был представлен аналогичный проект, однако в прямо противоположном направлении. Рассмотрению НС был представлен проект о внесении поправок в принятый 7 марта 2001 г. закон РА об «Энергетике». Поправка являла собой только одно, но чрезвычайно важное предложение – признать недействительным первый пункт 6-й статьи закона РА об «энергетике». Первый пункт 6-й статьи имеет следующее содержание: «Ядерная энергетика является государственной монополией».
Представляющий проект заместитель министра энергетики Арег Галстян, в качестве главного обоснования своего предложения отметил, что, так или иначе, Мецаморская атомная станция в 2016 г. закроется, Для строительства новой атомной станции необходимо около 1,5 млрд. долларов. Армения не располагает такими средствами и почтому можно использовать инвестиции частных компаний.
Проект удостоился бурной критики оппозиции и ОЕК. Основной вопрос, который так и не получил ответа, заключался в следующем: если атомная станция закроется в 2016 г., то почему необходимо принять такой закон сегодня? Здесь достойно внимания выступление председателя комиссии НС по финансово-кредитным, бюджетным и экономическим вопросам Гагика Минасяна, который со своим коллегой – ресупбликанцем Гагиком Меликяном пытался поддержать проект. По словам господина Минасяна, в 2016 г. в республике возникнет «энергетический голод», так как в результате закрытия атомной станции будет производиться на 40% меньше электроэнергии. Так что, с этого момента нужно думать о будущем. Удивление вызывает тот факт, что господин Минасян думает о предполагаемой ситуации за 10 лет, однко не желает делать предположений касательно подорожания газа за несколько месяцев. А этот вопрос, как видите, развивается по тому же сценарию, который предугадывали СМИ. Треий член коалиции АРФД не проявил активность в этом вопросе. Они занимаются намного более важными делами, как, например, пропаганда двойного гражданства или обсуждение лозунгов посвященных Сумгаитским событиям собраний.
Кто и что хотел сказать своей позицией в этом вопросе, занимались ли популизмом или демагогией – не наша проблема. Главное то, что проект был возвращен. А там действительно были вопросы, связанные с безопасностью Армении, которые так и не получили ответа. Вот один из них – что должна сделать Армения, если предложение о вкладе инвестиций поступит от зарегистрированной на оффшорной зоне турецкой компании? Четких, глубоких анализов не было проведено.
Небезынтересно также следующее обстоятельство: такая мощная страна, как Россия предпринимает шаги к усилению собственной экономической безопасности, а мы позволяем себе такое «барство». Наверно у нас больше смелости и уверенности, чем у Росси, ведь эта страна еще не приняла окончательного решения о вступлении во Всемирную торговую организацию, а мы уже в 2001 г. гордыми шагми вступили в эту структуру.
Когда говорят, что стратегические сферы должны оставаться под контролем государства, это Армении не касается: большая часть наших стратегических сфер более не принадлежит нам. Около 80% энергетической системы контролируют русские, и мы уже видим дурные последствия этого. Смотрите, что происходит. Российский «Газпром» продает газ «Армросгазпрому», 55% которого принадлежит тем же россиянам. «Армросгазпром» продает газ Разданской ТЭС (тоже российской). Разданская ТЭС, как и все другие электростанции, дает электроэнергию «Армянским энергосетям», бывшие и новые владельцы которых тоже русские. Получается карусель, в которой принимают участие армяне под контролем своих стратегических партнеров. А что можем решить на территории своей страны мы, армяне? Максимум, что мы можем сделать, снизить предложенный «Армросгазпромом» тариф в размере 108 др. до 90 др., что вчера и «героически» сделала координирующая общественные услуги комиссия, тем самым принеся огромную пользу нашему населению.
Просто надо понять то, о чем мы ранее тоже говорили. Не надо обвинять других. Например, не надо обвинять русских за то, что они хотят приобрести власть над беспомощными странами подобными нашей, а иногда отнимают собственность взамен каких-то долгов. Тем более не надо их обвинять, если они повышают цены на газ вдвое, а нам запрещают иметь газопровод более важного значения. Это противоречит их интересам, ведь каждый думает о своих интересах? Мы этого не понимаем, или не хотим понять, или «путаем» личные интересы с государственными.
В завершение отметим, что вопрос о внесении поправок в закон РА об «энергетике» будет рассмотрен в ходе следующей четырехдневной сессии, а 15-го марта планируются парламентские слушания по вопросам развития энергетических возможностей и безопасности. Будем надеется, что красивые, и в тоже время пустые слова, в какой-то мере будут полезны для нашей страны.