Важнейшая мысль, выраженная в Ереване вице-заместителем госсекретаря США, думаем, не удостоилась надлежащего внимания: журналистов больше интересовал поднятый вокруг отзыва Джона Эванса шум. Между тем, Мэтью Браза, сделал, в сущности, сенсационное заявление, он заявил, что отныне США будет использовать свои возможности для строительства демократии в Армении «не сверху вниз, а снизу вверх».
Фактически, американцы до сих ор старались построить демократию в Армении по принципу «сверху вниз». Скажем, уговаривали президента, депутатов, министров и других должностных лиц, что демократия – вещь хорошая, призывали принимать демократические законы, уважать права человека, свободу слова и.т.д. И сейчас американцы признаются, что эта «технология» построения демократии не оправдала себя. Следовательно, демократию нужно строить снизу вверх. Если кто-нибудь не понимает, что значит строить демократию снизу вверх, охотно объясняем: это – демократическая революция. Называйте как хотите – «оранжевая», «розовая», или что-то вроде того. От этого суть не меняется. Главное – цель объявлена; США использует свои возможности для проведения в Армении демократической революции. Причем, это заявление обретает еще больший вес, если попытаться сопоставить несколько фактов.
1. Международное сообщество, особенно США, связывало большие надежды с армяно-азербайджанскими переговорами в Рамбуйе. По всей вероятности, эти ожидания не были лишены основы. Т.е. Кочарян и Алиев дали сопредседателям какие-то обещания. Естественно, после провала переговоров США должны доказать миру, что нарушение обещаний на международном аспекте не может оставаться безнаказанным. Причем, наказание должно распространяться не на государства, а на их руководителей, так как переговоры провалили именно они.
2. Посол США в Армении Джон Эванс явно смотрит на внутриполитичекое положение Армении сквозь розовые очки. Обычно его оценки таковы, как будто Армения является самой демократичной страной в мире, до которой Западу еще далеко, власти здесь засыпают и просыпаются согласно Конституции, и вообще в стране есть всего две проблемы – весенние градобития и нарушающая стабильность оппозиция. И вот, появляются сведения, что посол Эванс скоро будет отзовен. Причем сам посол этого особо не отрицает. Просто заявляет, что пока он не сел в самолет, продолжает оставаться послом Армении.
3. В Армении начинаются неожиданные репресии по отношению к именно той политической силы, лидер которой особенно отличается своими прозападными взглядами и известен своими связями с американскими политическими кругами. Более того, Прокуратура начинает активно интересоваться деятельностью этой политической структуры. Т. е. власти РА предпринимают кое-какие меры предосторожности, хотя с первого взгляда кажется, что нет оснований для беспокойства – оппозиция бездействует.
Однозначно утверждать, что эти факты взаимосвязаны, мы не можем. В любом случае, трудно считать все это простым совпадением. Особенно если учесть еще одно важнейшее обстоятельство. Вопросом номер один повестки внешней политики США является Иран. Причем, применение к Ирану международных мер наказания кажется непредотвратимым.
Естественно, в этом контексте большую важность приобретает вопрос, кто будет охранять южную часть освобожденных террриторий, прибрежную линию реки Аракс. Если бы переговоры в Рамбуйе удались, очень скоро в этой части появились бы международные миротворческие силы, и этот вопрос был бы снят с повестки. Переговоры провалились, но вопрос остался на повестке. В сущности, вопрос имеет два решения – или непосредственно охранять эти территории, или же контролировать тех, кто эти территории охраняет (т.е. власти РА и НКР). Первый вариант не удался, остается второй. А для этого в Армении обязательно нужно провести народную революцию. Причем снизу вверх. И американский высокопоставленный чиновник публично заявляет об этом.
А вывод один: если народ сам не заботится о своих правах, всегда найдутся внешние силы, которые попытаются под этим предлогом решить свои проблемы.