Кто и зачем берет кредиты

13/03/2006 Карапет ТОМИКЯН

В современной экономике банки считаются кровеносной системой, дающей жизнь всем частям последней. Одним из составляющих «крови» является кредит. Если учесть, что кредитные инвестиции в Армении составляют всего 7-7,5% (в развитых странах этот показатель превышает 100%), то можно скаазть, что наша экономика находится в прединфарктном состоянии.

Что такое кредит? Для торговых банков это способ получения прибыли за счет вкладчиков. В конце коцов, основной функцией банков является финансовое посредничество – сбор «свободных» денег, и передача тем, кто в них нуждается. Для физических лиц и экономических субъектов кредит является возможностью осуществления желаний, с целью покупки квартиры, автомобиля, или бытовой техники, основания бизнеса. И наконец, кредит является своебразным «товаром», со свойственным ему спросом и предложением, а также ценой, то бишь, налоговой ставкой.

Естественно на кредит всегда есть спрос. Грубо говоря – деньги всем нужны. Однако предложение очень ограничено, оно зависит в первую очередь от возможностей вкладчиков. Во-вторых, насколько бы кредит не был доходным для банка, все же это «головная боль», так как всегда существует риск невозвращения.

Указанные выше «мечты» различают ипотечные, потребительские и предпринимательские (торговые) кредиты. Как бы ни были привлекательны для населения первые два вида кредитов, для длительного и стабильного развития экономики наиболее важное значение имеет предпринимательский кредит. Он в прямом смысле слова «питает» производство, сферу обслуживания, торговлю. Однако принято считать, что предринимательский кредит недоступен или труднодостуен. В чем причина?

Высокие процентные ставки

Бизнесмены жалуются на дороговизну кредитов. Сегодня торговые банки Армении предлагают предпринимательские кредиты по процентной ставке 18-24%. Причем проценты зависят не от сроков кредита, курса валюты или вида залогов, а от международных программ, в рамках которых выдаются кредиты. Следует отметить, что банки в основном выдают кредиты суммами этих донорских организаций. Главными банками, активно действующими в рамках таких программ являются «Армэкономбанк» (АЭБ), «Конверс», «Инеко», «Агробанк». Так, по словам исполнительного директора АЭБ, одного из активных банков бизнес кредитования в Армении Давида Сукиасяна, остаток торговых кредитов составляет 7-7.5 миллиардов (около половины кредитного портфеля), из которых около 2,2 миллиардов выпадает на долю предоставленных в рамках программы немецко-армянского фонда кредитов, 728 млн. принадлежат программе Европейского банк реконструкции и развития (ЕБРР), около 600 млн. Международной Финансовой корпорации (МФК). А по программе коммерчексого банка пока были предоставлены 2-3 кредита в сумме 500 тысяч долларов. Размер торговых кредитов, предоставленных из собственных ресурсов банка составляет около 4 млрд. драмов. С марта месяца АЭБ будет предоставлять кредиты также в рамках программы софинансирования ЕБРР. Это крупные суммы (минимум 400 тыс. долларов), предоставляемые ЕБРР, однако последний несет только половину риска, а другая половина лежит на АЭБ. Процентный оклсд довольно низок – до 12%. Процентные ставки кредитов, предоставленных в рамках программы немецко-армянского фонда составляют 16-22%. Это зависит от кредитной истории клиента, и той сферы, для которой предусмотрен кредит. Процентный оклад кредитов, предоставляемых по программам ЕБРР и МФК составляет 15-18%. Почему эти процентные ставки считаются высокими? Бизнесмены объясняют, что они не отражают реальной картины денежного рынка, учитывая тот факт, что торговые банки в Армении предлагают до 8% прибыли. Т. е. эта разница большая. Но нужно также принять, что прибыль банков формируется именно за счет этой разницы. Кроме того, донорские организации сами диктуют «цену» кредитов, выдаваемых в рамках своих программ. Как бы то ни было, в течение последних 7-10 лет процентные ставки сократились.

Без залога невозможно

Залог позволяет банкам «не бояться» невозвращения кредитов. Хотя Центральный банк (ЦБ) ограничивает предоставление бланковых кредитов, в Армении сегодня есть некоторые банки, которые, несмотря на риск, осуществляют подобные сделки. Однако число таких банков ограничено. Существует еще одна большая проблема, связанная с залогами. Клиенты жалуются, что банки низко оценивают заложенное имущество. Эта проблема особенно остро чувствуется в марзах Армении, так как там, по сравнению со столицей, недвижимое имущество оценивается невысоко. Кстати, если банк предоставляет кредит без залога, он должен обязательно обосновать, на какое дело предусмотрен кредит и отметить источники погашения этого кредита. Это является одной из причин, почему на рынке кредитов, как и во всей экономике, существуют несоответсвия в развитиях разных областей. Эту проблему в какой-то мере пытается решить национальный центр развития малого и среднего бизнеса Армении (НЦРМСА). По словам ответственного за программы финансовой поддержки Айка Шекяна, предоставленная НЦРМСА гарантия дает возможность кредитоспособным предпринимателям кредитоваться в условиях недостатка залога или низкой реализуемости, что особенно актуально для предприятий, действующих в марзах и ограничных зонах. Причем, максимальный срок этих гарантий – 3 года, а НЦРСМА может гарантировать не более чем 70% общей суммы. Максимальный денежный объем гарантий – 10 млн. драмов.

Кто такие кредиторы?

Как говорится, здесь и зарыта собака. Так, около 40% предоставленных АЭБ торговых кредитов достаются крупным предприятиям. Последние в основном финансируются по программам ЕБРР и МФК, а согласно немецко-армянской программе, максимальная сумма кредита для одного клиента не должна превышатьь 120 тыс. евро. Исполнительный директор «Агробанка» Степан Гишян отметил, что в смысле кредитования МСП серьезных проблем нет, и руководимый им банк довольно активен на этом рынке. Он подчеркнул,что объем этих кредитов имеет тенденцию к росту. По словам Гишяна, есть трудности с начинающими предпринимателями. Несмотря на то, что ЦБ не запрещает банкам предоставлять кредиты без анализирования, число таких банков очень невелико, так как банки отлично осознают, кому можно давать деньги. Компании, не имеющие «предпринимательской истории», не кредитуются, так как банки имеют свои критерии. В частности, для АЭБ у кредиторов должно быть не менее 3 лет трудового опыта. Кроме собственных средств или помощи друзей, есть ли другие источники финансирования для предпринимателей? Ответа на этот вопрос пока нет. Давид Сукиасян считает, что в этом смысле необходимо государственное вмешательство. Он надеется, что в таком случае будут перспективы.

А на какие сферы направлены кредитные суммы? В основном торговые. 40% кредитов АЭБ «питает» сферу торговли, 35% – обслуживания, и 25% – производства. Приблизительно такую тенденцию можно отметить во всей банковской системе Армении. Дело в том, что торговля очень быстро возвращает деньги, а для сферы производства требуется длительное время. А рынок «длинных денег» сегодня в Армении, в сущности, отсутствует. Ярким примером этого являются кредитные сроки.

Есть мнение, согласно которому, потребительские кредиты, предоставляемые по более высокой проценстной ставке, которые более прибыльны для банков, сокращают заинтересованность последних в деле предоставления предпринимательских кредитов. Некоторые специалисты не соглашаются с этим мнением. Они утверждают, что у каждого банка в этом вопросе своя стратегия. В частности, АЭБ каждый год утверждает структуру своего кредитного портфеля по видам кредитов. По словам Д. Сукиасяна, около 54% выпадает на долю торговых кредитов, и они обязаны сохранять этот процент

«Свободные» деньги

По самым скромным и неофициальным данным сегодня в Армении в наличии имеется около 400-500 млн. долларов «свободной» суммы. Это в основном те деньги, которые банки берут, но не распределяют. В чем причина этого? По предоставлению кредитов передовым банком является «HSBC». Однако интересно то, что он берет эти депозиты по нулевым или незначительным процентным ставкам, то есть, почти даром. В этом случае естественно, что банк может позволить себе не предоставлять кредиты и “зря» не идти на риск. А вот почему население хранит деньги в виде неприбыльных вкладов «HSBC», остается вопросом. Люди доверяют этому филиалу английского банка и используют его как «денежный шкаф». Кстати, известно, что английский бизнесмен армянского происхождения Ваче Манукян, которому принадлежат 30% этого банка, не просто открыл в Ереване филиал, но купил право на френчайзинг. То есть, основал армянский банк под названием «HSBC». По мнению специалистов, необходимо внести законодательные изменения, которые заставят банки распределить вложенные средства, что будет способствовать сокращению теневой экономики и экономическому развитию. Попробуем представить, что «свободные» деньги через кредиты направляются на развитие производства. Это приведет к новым налоговым обязательствам, что существенно увеличит доходы в бюджет. Тогда может и у нас будет зафиксирован реальный двузначный экономический рост.

На рынке кредитов существует еще одна тонкость. Многие «теневые» бизнесмены сами избегают кредитов, так как тем самым они входят в законное налоговове поле, показывая свои реальзные доходы. На рынке кредитов необходимы серьезные реформы, от чего выиграет не только экономика Армении в целом, но и налоговое и даже политическое поле.