Стремятся сохранить «статус-кво»

04/03/2006 Рафаел ТЕЙМУРАЗЯН

Он даже выразил мнение, что будет настоящей трагедией, если вопрос НКР не будет решен в течение текущего года. Между тем стороны конфликта и другие сопредседатели не склонны делать подобные категоричные заявления, более того, создается впечатление, что они не так уж и недовольны создавшейся ситуацией. И эта ситуация кажется не такой уж удивительной, если рассматривать ее на фоне происходящих в мире событий. И естественно, что параллельно развивающимся вокруг ядерных программ Ирана событиям, усиливается желание США разместить свои войска в зоне конфликта НКР, а точнее – на севере Ирана. Существенный прогресс в переговорах об урегулировании нагорно-карабахского конфликта мог бы немало этому способствовать. Прогресс, который создал бы возможность размещения международных миротворческих войск в зоне конфликта. И в этом контексте естественно также то, что в течение последних недель представители российских экспертно-исследовательских центров опубликовали ряд аналитических материалов, посвященных проблеме НКР. Необходимо отметить, что во всех статьи подразумевали, что Россия должна немедленно активизировать свои усилия, нацеленные на решение вопроса НКР, иначе вопрос останется нерешенным. Можно предположить, что усилив свое влияние в деле урегулирования конфликта НКР РФ всего лишь желает сохранить “статус кво”, так как любой вариант решения вопроса предполагает размещение международных миротворческих войск на линии соприкосновения, что в свою очередь предполагает ощутимое ослабление влияния России в регионе. Кроме того, известно также, что Россия и третья сопредседательствующая страна Минской группы ОБСЕ – Франция, мягко выражаясь, не разделяют жесткую позицию США по отношению к Ирану. И в этой логике естественно также то, что Иран в вопросе НКР тоже выступает за сохранение “статус кво”.

Судя по политике властей РА в вопросе НКР, Армения также не спешит с решением вопроса. А азербайджанская сторона и не скрывает, что предпочитает затягивать решение вопроса. На днях в интервью турецкой телекомании NTV президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил буквально следующее: «В настоящее время в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта у нас есть два выбора – согласиться с неудовлетворяющим наши требования договором или предложением, либо переждать некоторое время и достичь более благоприятных для Азербайджана условий. Я – сторонник второго варианта». После всего этого президент Азербайджана заявил также, что так называемый «парижский процесс» создает положительную атмосферу для достижения соглашения о мире, так как обеспечивает решение вопроса по поэтапному варианту. По словам президента Азербайджана, позиция Азербайджана остается неизменной: НКР является азербайджанской территорией и территориальная целостность Азербайджана была признана всем миром и ООН. «Конфликт должен быть решен только в рамках международно-правовых норм. Мы можем обеспечить безопасность и покой проживающих в НКР армян. Однако вопрос территориальной целостности Азербайджана не может быть темой для обсуждения. Мы никогда не согласимся на разделения НКР от Азербайджана», – заявил И. Алиев. Он вновь подчеркнул, что сегодня годовой бюджет Азербайджана в 4 раза превышает годовой бюджет Армении, а в будущем году будет превышать уже в 6 раз. «Армения не может конкурировать с Азербайджаном в экономической и военной сферах», – заверил И. Алиев. После вышеуказанных заявлений президента Азербайджана министр иностранных дел страны Эльмар Мамедъяров заявил, что Азербайджан является сторонником продолжения переговоров с Арменией. Фактически, руководство Азербайджана заявляет, что, с одной стороны, предпочитает не спешить с решением, с другой стороны, является сторонником продолжения переговоров. В других словах, Азербайджанские власти заявляют, что они занимаются имитацией переговоров и предлагают продолжать заниматься имитацией, чему, по указанным выше причинам, вроде бы не против ни Армения, ни РФ, ни Франция.

Напомним, что на прошлой неделе президент НКР Аркадий Гукасян выразил мнение, что без участия НКР в переговорах урегулирование конфликта невозможно, а единственным путем обеспечения участия НКР в переговорах является отказ от них Армении. Вряд ли президент НКР стал бы делать подобное заявление без ведома властей Армении. Причем нужно отметить, что этому заявлению президента НКР немедленно последовало заявление 16 общественных организаций НКР, обращенное к армянскому народу. А президент РФ Владимир Путин, в ходе своего недавнего визита в Баку заявил, что намерен пригласить в Москву президента Армении с целью проведения консультаций по вопросу НКР. Все это, по сути, является «технической частью» сохранения выгодного почти всем «статуса кво». То есть, делается попытка доказать мировой общественности, и, в частности, США, что обсуждаются определенные вопросы, и на этом фоне есть определенные крайне принципиальные разногласия между властями Армении и НКР, что возможно после определенных консультаций стороны придет к определенной договоренности. Однако вряд ли все это покажется США убедительным. У них, очень кстати, может возникнуть вопрос о том, почему Армения не думала об этом в течение 7-8 лет и не требовала пересмотра формата переговоров. Или почему, скажем, власти НКР, которые, кстати, не менялись в течение этих лет, только сейчас спохватились, что с точки зрения решения нагорно-карабахского конфликта, было бы лучше, если бы Армения отказалась продолжать переговоры с Азербайджаном.

Необходимо подчеркнуть, что по крайней мере одна из конфликтующих сторон не скрывает, что сегодня не стремится к решению вопроса и занимается внесением существенного вклада в дело обеспечения имитации переговоров.