Скрывают злоупотребления «АрменТела»

04/03/2006 Армине АВЕТЯН

1-го февраля 2005 г. полномочный представитель правительства РА в «АрменТеле», член совета директоров Серж Саргсян был освобожден от занимаемой им должности. Уже больше года, как С. Саргсян не работает в «АрменТеле», однако отношения с этой компанией все еще продолжаются. Дело в том, что господин Саргсян до сих пор не получил от них свой расчет и потому оказался в судебных спорах. Об этом и о случаях злоупотребления в «АрменТеле» мы побеседовали с С. Саргсяном.

– Два года назад собрание акционеров присудило мне премию, и эти деньги мне не выплачивали. Только после освобождения от должности, в конце мая 2005 г. я смог получить эту сумму. Но премия не была внесена в средний счет моей зарплаты и мой расчет не был полностью выдан. Я подсчитал и вместе с основной суммой потребовал проценты. Не дали. Обратился в суд первой инстанции общин Арабкир и Канакер-Зейтун. Суд решил дело в мою пользу. Требование иска составляло сумму в размере 1,7 млн. драмов, плюс 600,000 – штрафы и проценты. Однако Апелляционный суд снял процентные суммы оставив только основную. Это было абсурдным и противоречащим закону решением. А 10 дней назад Кассационный суд постановил, что мне вообще ничего присуждается, так как счел недоказанным, что я работал в «Арментеле».

– Разве Вы не были зарегистрированы в «Арментеле» в качестве сотрудника, не было соответствующих документов?

– Конечно, имеются все документы, в трудовой книжке также зафиксировано, что я в таком-то году поступил в «АрменТел» на такую-то должность и был освобожден от должности в таком-то году. Когда в 2002 г. меня назначили полномочным представителем правительства в «АрменТеле», между правительством и «АрменТелом» было заключено соглашение, согласно которому «АрменТел» брал на себя все мои рабочие расходы – зарплату, дополнительные платы, расходы командировок, а также мои налоговые и социальные платы. В списках работников правительства или министерства транспорта и связи моего имени не было, и в правительстве я никакой должности не занимал. Мне платила только “АрменТел”. А моя работа в “АрменТеле” в качестве члена совета директоров уже была должностью. Фактически, я оказался в таком судебном круговороте, который действует не по закону. Если в свое время “АрменТел” из разных судебных споров, справедливо или несправедливо выходил побежденным, сейчас эти пользы решаются в пользу “АрменТела”. Как будто сверху поступил указ “давайте защищать АрменТел”. Нарушая закон, защищать “АрменТел”.

– Неоднократно говорилось о том, что в “АрменТеле” ставят различие ме жду сотрудниками. Вы замечали подобное отношение?

– К сожалению, такая дискриминация есть. Люди, приехавшие из фирмы OTE оплачиваются в 4-5 раз больше чем те же местные специалисты или должностные лица. Когда в 2004 г. отношения правительство – “АрменТел”слегка обострились, я почувствовал это и по отношению к себе. Меня лишили кабинета и обслуживающей машины. Конечно, потом я получил их обратно.

– Может, OTE посылает в «АрменТел» специалистов лучшего качества?

– Согласен, может и есть такие узкие специальности, для которых стоит приглашать специалистов из заграницы. Но это ведь не делается просто так, пусть объявят конкурс. Почему специалистов должны посылать из OTE, а не выбирать цивилизованным путем. Почему “АрменТел” не должен объявлять конкурсов. Почему должны местные армянские директора оплачиваться в размере 1500 долларов США в драмовом эквиваленте, а греки получать 7-8 тыс. Поймите меня правильно, это не вопрос армян и греков. Проблема в том, что здесь устраиваются на работу люди, являющиеся родственниками руководителей OTE. То есть, не выбирается лучший специалист. 40% пакета правления ОТЕ принадлежит государству. Представители правящей партии Греции назначаются руководителями ОТЕ. А они посылают своих кадров, родственников, членов партии в «АрменТел». Те приезжают сюда и получают высокую зарплату. «АрменТел» покрывает все их расходы, оплачивает место проживания, коммунальные услуги, не говоря уже о представительских расходах. В мое время эти люди 2-3 раза в месяц ездили в Грецию. Пусть объявят конкурс на требуемую специальность, выберут узбека, татарина, грека армянина. Пусть назначение специалиста осуществляется цивильным путем, ведь они получают немалые суммы.

– Много говорилось также о злоупотреблениях, о том, что в действительности «АрменТел» не вкладывала столько инвестиций, сколько представляеют. Что скажете об этом?

 – Чтобы показать объем своих инвестиций «АрменТел»-е в наиболее выгодной позиции, или, скажем преувеличить расходы и скрыть прибыль, у ОТЕ есть свои методы. Может быть это и не так, но я склонен считать обратное. Все это происходит посредством дочерних предприятий ОТЕ. Так, ОТЕ приобретает оборудование из греческой фирмы “Siemens”, являющейся дочерним предприятием немецкой “Siemens”. OTE имеет свою долю в греческом “Siemens”-е. То же самое можно сказать о фирме “Интраком”, откуда также получается оборудование. “Интраком” является дочерним предприятием фирмы «NOKIA», и здесь тоже OTE имеет свою долю. То есть, оборудование покупается только из тех фирм, где OTE является акционером. Поэтому и могут представлять раздутые цифры. Покупка этого оборудования и кабелей осуществляется путем организации в Греции фиктивных конкурсов. Не думаю, что сейчас что-либо изменилось.

– Кто допускает случаи злоупотребления, “АрменТел”, или ОТЕ?

– Должностные лица “АрменТела”, даже генеральный директор Фетсис, даже при большом желании не могут предотвратить эти случаи, так как они составляют часть политики ОТЕ. Для того , чтобы ОТЕ смогла спокойно, без конкурса посылать сюда кадров и обеспечить им соответствующую зарплату, между ОТЕ и “АрменТел”-ом был заключен договор, согласно которому конкурс должен проводится в Греции. Интересно то, что их личные дела остаются там. Получается, что работают они не на “АрменТел”, а на ОТЕ, и носят ответственность перед ОТЕ, а не “АрменТел”. Это – грубая ошибка. Но ведь в “АрменТеле” два акционера. Если что-то будет выгодным для ОТЕ может быть не выгодным для “АрменТел”. Абсурд. В исполнительном органе нет ни одного представителя армянской стороны, и все делается исключительно в пользу греческой стороны. OTE здесь нечестно работает.

– Разве наше правительство не знает об этом?

– Это ускользнуло от внимания нашего правительства, несмотря на то, что я в свое время не раз поднимал этот вопрос. Мне ответили, что ответственность правления лежит на OTE, и если допускаются ошибки, пусть сами и отвечают. Но сколько можно, ведь происходит утечка денег. Якобы сегодня нет распределения прибыли. Когда акционеры подводят годовой итог, должно произойти распределение какой-то оставшейся суммы. И независимо от того, было осуществлено распределение или нет, нужно проверить насколько оно соответствует действительности.

– А наше правительство когда-либо проводило аудит распределения сумм или инвестиций в “АрменТеле”?

– Проект инвестиций обсуждается и утверждается советом директоров, а также собранием акционеров. Расходы осуществляются за счет прибыли “АрменТел”-а, других вкладов со стороны ОТЕ нет. Для обсуждения и анализа этих проектов, их бюджетов и расходов требуются также армянские специалисты. В свое время я следил за этими проектами. Но это еще не все, нужно было проверить также осуществляются ли расходы правильно, целенаправленно, или нет. А контроль инвестиций в 2001 г. осуществлялся ли сформированной правительством РА межведомственной комиссией. Комиссия выяснила, что сумма, потраченная на инвестиции была представлена в преувеличенном в 2.5 раза виде. В ходе исследования были обнаружены инвестиции в размере всего 51.7 млн. долларов, тогда как компания представила проект инвестиций в размере 127 млн. долларов. Часть материалов была передана в Прокуратуру, они были связаны с местными фирмами, были зафиксированы некоторые случаи злоупотребления. А та часть, которая имела отношение к греческой стороне, была заморожена. Правительство поручило министерству юстиции возбудить по этому делу судебный процесс. Однако министерство сочло более целесообразным избрать другой путь, пару раз созвали заседания, провели собрания с открытыми дверями. Но, по моему убеждению, это исследование осталось безрезультатным. А это значит, что сегодня ничего не изменилось.

– Ладно, а почему вас сместили с должности?

– Это было сделано скрытым и цивилизованным путем: из правительства мне сообщили, что не будут меня уполномочивать в “АрменТел”-е, переведут на другую должность, и до сих пор переводят. Если тебя отстраняют от должности и назначают на твое место сведущего, опытного человека, думаешь, что может у тебя были кое-какие недостатки и вместо тебя должен работать более сведущий человек. Но если на твое место назначают человека, не знакомого с данной сферой, думаешь, что назначили человека, которому обещали должность. А я свою работу исполнял неплохо. Я по специальности экономист и имею опыт работы в сфере связи. Хорошо знаю экономику “АрменТела”.