Как армянской культуре выходить на мировой рынок?

20/08/2009 Рубен АНГАЛАДЯН

1.

Это не первая моя статья на эту тему. Но, видимо, надо время от времени говорить об этом. Надеюсь, что может теперь общество уже подошло к той черте, когда нужно осмыслить мои слова как реальность. Я хочу помочь национальной культуре, исходя из собственного опыта и тех знаний, что накопились во мне. Надо выработать концепцию принятия решений и осмысления данной темы. Итак, чтобы армянская культура могла выйти на мировой рынок необходимо понять, что мы имеем, в каком все это состоянии и как выставлять это на продажу? Субъектом этого выхода на мировую арену является Армения. Спюрк может быть лишь мощным стимулом, но главный механизм – наша страна. Как показывает опыт, только непрерывный высокий уровень культурной жизни, куда, конечно же входит и пропаганда – даже экспансия на интеллектуальные рынки, может привести к желаемым результатам. Сегодняшний армянский рынок для подлинной армянской культуры мал и беден (кроме рабиса и народного творчества) – и поэтому мы видим тенденцию отъезда со стороны творцов. Это уменьшает наши силы, наш национальный художественный опыт и художественный мир. Таким образом, деградирует художественное воображение нации, уменьшая круг задач и решений, которые взаимосвязаны в системе всех видов искусств.

2.

Как же можно из провинциалов выйти в лидеры? В качестве примера, приведу хорошо известную нам личность Сергея Дягелева, который понял как и где можно было выставить русскую культуру (речь о так называемых «Русских Сезонах») – и успех не заставил себя ждать. Я абсолютно уверен, что выбор гастролей в Париже был совершенно верным. Если Дягелев вывез бы эти «сезоны» в Лондон или в Берлин – успех был бы совершенно иным. Скорее всего был бы провал. Обратим внимание, Дягелев избрал необычную форму – современный балет плюс живопись плюс музыка (синтез не только жанров, но и культур – русская, французская и плюс ультра современная интернациональная), именно такое сочетание открыло миру новый синтез в русской и вместе с тем мировой культуре.

Абсолютно точно повторить этот путь – и смешно, и невозможно. Я привожу его только в качестве очень удачного художественного синтеза. «Русскими сезонами» Дягелев вывел из тени на мировую арену современные опыты русского искусства. Культура (кроме литературы) России после этих «сезонов» заняла одно из ведущех мест в ряду мировых культур и не на словах, а на деле. Стало быть и русский бизнес и власть сделали ставки на независимого Дягелева, который и вывел страну в лидеры…

3.

Что для нас является исходной точкой? Что мы имеем, и в какое время, в какой стране и с какими ресурсами должны будем действовать, чтобы был успех? Мы должны соотнести наши успехи внутри нац. жизни (если они есть) и что с этого будет иметь принимающая великая культурная держава, где мы массировано на протяжении довольно долгого времени будем выставлять наши достижения. Однако современное состояние нац. культуры с большими изъянами, оно не позволяет что либо серьезное предпринимать. Тогда как нам вести себя?

4.

Избирательность во всем – важнейший инструмент успеха любого дела, а в культуре тем более. Мне часто говорят: «Ты на собственном опыте знаешь, что делать, чтобы нас на мировом рынке заметили, помоги? Мой ответ прост: «У нас в современной культуре такое состояние, что нет многих факторов… Прежде всего нет оригинальных эстетических концепций, нет крупных личностей, хотя и есть способные и талантливые. Но этого очень мало, чтобы выйти на мировой или хотя бы на международный уровень…». Но мне возражают – нет громких имен и в современном мире. Не буду спорить (это не входит в задачи этой статьи – хотя я абсолютно не согласен), но скажу, если это даже так, то мировая культура, которая выстроена, как система ценностей и система взглядов из десятка великих, доминирующих национальных культур не включает армянскую. Там нас нет. Они, эти культуры имеют очень высокий уровень художественной мысли, имеют свои системы анализа и оценки, взаимовлияния и огромный опыт реального коммерческого взаимодействия, чего не имеет армянская культура. Мы должны все это еще выстроить, – стало быть, нам необходимо безупречно заявить о себе такими образцами художественного творчества, которые станут важными составляющими для великих культур, а для мирового рынка культуры – выгодным вложением. Сегодня состояние дел в мировой культуре такое (эклектичное, в ожидании больших перемен), что можно выйти с оригинальными мыслями. Но эти мысли должны быть, а потом должна быть воля и финансы, чтобы вывести их из тени и сделать достоянием мирового интеллектуального рынка культуры. Целостно в искусствах у нас наблюдается сильное подражание, иногда, и талантливое.

Современная нац.культура плохо исследована с точки зрения мировых художественных ценностей и процессов. Она лишена объективной и вдумчивой оценки. Отсюда недовольство большинства творцов, их завышенные оценки собственного творчества – вся эта возня вокруг наград, титулов и создания имен. Все это показывает очень слабое представление власти и общества, какие направления в культуре или кого и как надо выдвигать на все тот же международный рынок культуры.

5.

В создавшихся условиях мы можем говорить в пользу средневековой культуры, которая в достаточной степени, и исследована, и оценена. Так мировой культурой осмыслены и признаны – книжная миниатюра, церковная архитектура, шараканы, поэзия, их влияние на раннехристианскую культуру. Одновременно их можно представить как целостное явление миру. Но это не означает, что сегодня можно ничего не делать – нет в мире раз и навсегда зафиксированной оценки. Каждое поколение должно исследовать и закреплять завоевания в этом маркетингово-исследовательском марафоне…Мы должны помнить, что такие гении, как В. Шекспир или А. Вивальди, И.-С. Бах, С. Ботичелли, Ж..де ла Тур – были забыты человечеством на несколько столетий. Да и сегодня есть в мировой культуре немало выдающихся мастеров, которых напрочь забыли.

Бесспорно, нам выход на мировой рынок необходимо начать именно со средневековых завоеваний. Здесь мы дали высокое качество в вышеназванных видах искусства, стояли у истоков мировой христианской цивилизации, наряду с Римом и далее с Византией. Что же должна делать Армения после того как закрепит первые успехи классического периода? После этого нац.культура должна выйти с отдельными именами или отдельными видами искусства из ХХ века. Здесь могут быть большие деформации, и поэтому выставлять надо очень продуманно и безошибочно. Второй и третий эшалон талантливых и интересных имен надо пустить много позже. Понимают ли власти и культурная общественность, что иерархия сегодняшних оценок совершенно искажена и неприемлема для мира?

6.

Армения как сильная система – какой бы слабой не была она, как государство, сильнее спюрка – должна избирательно выводить на арену и талантливых деятелей культуры спюрка. То есть, для Армении не важно кто выдвигается ею на мировой рынок – творец из диаспоры или из самой Армении – ей важен успех творца, ей важен высокий имидж художественной мысли армянской культуры. В качестве примера могу привести действия других народов и стран, – скажем, еврейские фонды покупают работы художников-евреев и дарят известным музеям США или Европы, таким образом открывая новые двери перед художниками… Французы Квебека поддерживают тесные связи с культурой Франции – кстати, подлинный успех Азнавура начался не в Париже, а именно в Квебеке. И у нас должно быть тесное сотрудничество коллекционеров, любителей армянского искусства, богатых и высокопоставленных людей как в спюрке, так и в Армении. Думаю, что должны быть организованы союзы, общества, нац.музеи в США, в России, во Франции, в других странах. Должны проводится серьезные мероприятия в мире не для спюрка, а выше и качественнее – для высокой культуры. Должны быть созданы сообщества художников, музыкантов, издателей, кинодеятелей, галерейщиков, а также весь спектр торгующих этим товаром культуры… Должны быть организованы серьезные фонды культуры (КУЛЬТУРА ОЧЕНЬ ВЫГОДНЫЙ, НО ТРУДНЫЙ БИЗНЕС) для качественной пропаганды армянского искусства. И это все принесет свои положительные результаты – ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА НИКОГДА НЕ ДЕШЕВЕЮТ. Все, о чем я говорю не относится ни к рабису, ни к поп-культуре.

Одновременно, должны выплачиваться гранты для исследования из нац.искусства как армянским исследователям, так и иностранным… Арменией через фонды должны быть учреждены, к примеру, награды общеамериканского масштаба – «За заслуги в области литературы отражающие жизнь диаспоры имени Вильяма Сарояна», «В области новаторства спецэффектов в кинематографе имени Рубена Мамуляна»… Или – общероссийская – в номинации «Театральный Художник имени Георгия Якулова». Открыто могу сказать, что я готов взять на себя создание такого Фонда – проект которого (куда входят и другие составляющие) разработан мною и был одобрен еще 10 лет тому назад многими нашими видными деятелями культуры.

7.

Много всего можно сделать и тем самым завоевать уважение и авторитет в мировой культуре, стать партнерами, открывать новые имена и вести этот бизнес. И именно поэтому нам необходима инициатива и планомерное движение вперед для завоевания собственного места в семье великих культур. Есть ли честность и воля?

8.

Я понимаю, что, эти мысли утвердяться не сразу и не в полном объеме, а лишь частично. Но постепенно мы поймем, что для нас, любителей музыки или живописи важен не армянин музыкант или художник, а талантливый творец, ибо если он свой талант тратит на развитие нашего, в данном случае, музыкального или живописного вкуса, то он становится частью нашей культуры. Такова сила и ценность национального государства. Таким был грек Г.фон Караян для немецкой музыки, или португалец Веласкес для Испании, или армянин А.Адамов для Франции. И это важнее, нежели сладкая ложь, что у нас все хорошо «и пусть глобализация нам не мешает…» С другой стороны нам нельзя приглашать известные, но давно отработанные имена, особенно в тех областях культуры, которые не перспективные для нас в силу многих веских обстоятельств…

9.

Мы должны иметь свое мнение (это самое сложное в культуре!), которое не может противоречить тенденциям развития мировой культуры, и в то же время мы должны видеть национальную культуру как часть или сегмент всеобъемлющей системы внутри человечества. Стало быть это МНЕНИЕ в нашей культуре имеют единицы, но кто возьмется и сумеет составить проект? Я могу предложить свои услуги (о чем говорил выше) для осуществления этой очень сложной многопараметровой задачи. Здесь требуется не только универсальный взгляд на культуру, но и принципиальность, чтобы преодолеть многие предрассудки и амбиции – я не раз доказывал свою независимость и принципиальность. Только такой подход может принести желаемый успех. В каждом народе, культуре таких личностей единицы. Вышеназванный Сергей Дягелев – был один единственный в русской действительности того времени…

10.

В ином случае – все потеряется – и финансы и наше с вами время, и, что ценнее всего наша вера и желание, что мы на что-то способны.