Называющий вещи своими именами

13/03/2006 Ара ГАЛОЯН

Самое шокирующее известие, имеющее отношение к новейшей истории Армении и Республики Армения, напечатала газета «Калифорния курьер». «Слухи о вероятной отставке посла США в Армении Джон а Эванса окончательно становятся реальностью», – пишет газета. Причиной отставки посла считается его выступление во время прошедшей в калифорнийском университете Беркли встречи. Затронув тему Геноцида армян, он заявил, что исследовал этот вопрос. Назвав Геноцид армян «первым геноцидом 20-го века» Джон Эванс подчеркнул: «Я верю, что вещи нужно называть своими именами». Это заявление оставило потрясающее впечатление и имело странные развития. Все мы знаем, с какой ловкостью эквилибриста сильные мира сего обходят требование называть вещи своими именами, когда дело доходит до геноцида. Не будучи специалистом дипломатических игр и тонкостей, осмелюсь утверждать, что в этом смысле самым своеобразным оказался Римский папа Иоанн-Павел II. Покойный папа, прочитав тонкую с дипломатической точки зрения молитву памяти жертвам Геноцида, вместо термина «геноцид» употребил армянское слов «егерн». Благодаря этому тонкому дипломатическому шагу официальный Ватикан далее смог утверждать, что они никогда не характеризовали как Геноцид «Армянскую трагедию» начала века.

Биография посла США Джона Эванса не позволяет предполагать, что это было оговоркой. 35-летний опыт ответственной дипломатической работы уже исключает теоритическую возможность оговорки. В официальной биографии посла отмечено, что он изучал историю России и Османской империи. Следовательно, в сентябре 2004 г., когда он вручал президенту Армении верительные грамоты Чрезвычайного и Полномочного посла США, он ясно представлял прблемы, с которыми ему предстояло столкнуться. Прошлогоднее выступление Джона Эванса, к сожалению, не имело столь бурного отклика в Армении, как в Турции и Азербайджане. Трудно представить, смогли бы РА и диаспора предотвратить оказываемое на посла доверие, или нет? Результат всеобще известен: Джон Эванс был вынужден дважды пояснить свое сказннное. В результате этих пояснений заявление посла США стало «личным мнением» Джона Эванса. В последствии он был лишен награды «Несогласие» из-за отклонения от официальной позиции США. Восхваляемая политика РА, как всегда, не смогла этому противодействовать и уже в этом году посол США в Азербайджане начал квалифицировать выступления президента и других должностных лиц Армении. «Если сегодня армяне не примут строгую озицию, у правительства США сформируется ошибочное мнение, что Геноцид армян не является для них важным вопросом», – пишет «Калифорния курьер». С этим трудно не согласиться. Однако настолько же трудно представить, каким образом должны армяне проявить жесткую позицию, и, самое главное, что должны предпринять. Очевидно одно: если власти США применят меры наказания по отношению к Джону Эвансу, вряд ли в дальнейшем какой-либо государственный деятель осмелится отклониться от линии официальной политики. Возможно, армянская политика будет иметь восприятие, которое мы обычно называем моральной победой. На более «ощутимое» содействие, мы, к сожалению, сегодня не способны. На официальном сайте посольства США в Армении отмечено, что в свое время Джон Эванс удостоился похвалы властей Советской Армении за вклад в деле координации америкаснкой помощи. Как в то время, так и сейчас, наше одобрение может иметь исключительно моральную ценность.

Сегодня ни сам посол, ни Госдепартамент США не подтверждают весть о возможной отставке. Однако согласно неофициальным сведениям, Сенат США уже утвердил кандидатуру нового посла (речь идет о после США в Таджикистане Ричарде Е. Хогланде). Говорить о возможной отставке или завершении дипломатической карьеры при отсутствии публичного заявления тоже является вопросом морали. Но трудно положительно оценить нашу молчаливую общественную и официальную позицию. В конце концов, ответственный пресс службы МИД РА несколько дней назад парировал заявление посла США в Азербайджане Рино Харниша, предположив, что последний «прижился в Баку». Зато никто не поднимает голоса, чтобы сказать теплое слово человеку, который говорит: «думаю нам, американцам, не подходит играть со словами» и предпочитает называть вещи своими именами. Может быть дейтвительно верно излюбленное выражение дипломатов, что язык дан человеку для того, чтобы скрывать мысли. Но давайте примем, что в этом случае остается необъяснимым, почему заговорил дипломат с 30-летним опытом. И еще более необъяснимо почему он заговорил о 1915 г. как мы и нашими словами.